Главная » Статьи » Домашняя бухгалтерия

Льготы для филантропов
 © Е. В. Мацкявичене
 
Налоговые вычеты благотворителям
 
При определении размера налоговой базы по НДФЛ в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов. В том числе на вычет «на благотворительность». Социальный вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода.
Вычет предоставляется в сумме, направленной на благотворительные цели:
- организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из бюджетных средств;
- физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд;
- религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности.
Нужно отметить, что благотворительная помощь может оказываться в денежной форме, в виде вещей, передаваемых прав, безвозмездно выполненных работ или оказанных услуг. Однако налоговый вычет касается только помощи и пожертвований в денежной форме. Это особо оговаривается в подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ. Уменьшить налоговую базу по НДФЛ на стоимость бесплатно выполненных работ или оказанных услуг нельзя.
Другое ограничение, содержащееся в том же подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ, касается величины денежной помощи и пожертвований. Они предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде. Причем касается это лишь доходов, облагаемых по ставке 13 % (заработной платы, гонораров, доходов от сданного в аренду жилья и т. п.). Нельзя получить социальный налоговый вычет, если пожертвования сделаны за счет пенсии, государственных пособий, из сумм выигрышей, процентных доходов по вкладам в банках.
Кроме того, на вычет не могут претендовать налогоплательщики-нерезиденты, поскольку НДФЛ они платят по ставке 30 %. Нужно заметить, что нерезидентами с точки зрения налогового законодательства являются как налогоплательщики-иностранцы, так и граждане России, проживающие на территории нашей страны менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, следующих подряд.
 Если получатель благотворительной помощи не имеет юридического лица. Нередко добросердечные граждане оказывают благотворительную помощь непосредственно нуждающимся - старикам, больным, детям. Однако на суммы, затраченные на эти виды помощи, налоговую базу по НДФЛ уменьшить нельзя, поскольку такие получатели помощи не поименованы в подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ.
Аналогичная ситуация складывается с оказанием помощи образованиям, не имеющим статуса юридического лица. Минфин России в письме от 19.12.06 № 28-10/111164 рассмотрел следующую ситуацию: физическим лицом оказана материальная и финансовая помощь спортивному клубу, не имеющему статуса юридического лица. В этом письме было разъяснено, что поскольку спортивный клуб функционирует без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица, то налогоплательщики, оказывающие ему материальную и финансовую помощь, не могут воспользоваться правом на получение социального налогового вычета.
 
Если вы помогли школе... 
 
Многие из нас оказывают материальную помощь школам, в которых учатся наши дети, или которые закончили мы сами. В данном случае мы не будем анализировать «принудительные благотворительные пожертвования», являющиеся завуалированной формой оплаты за обучение. Рассмотрим, можно ли претендовать на социальный налоговый вычет, время от времени оказывая добровольную материальную поддержку тому или иному учебному заведению.
Если родители перечисляют денежные средства в виде благотворительной помощи школам, находящимся/на бюджетном финансировании, они могут рассчитывать на получение социального вычета.
УМНС России по г. Москве в письме от 13.11.02 № 27-08н/54581 разъяснило, что при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение вычета в сумме доходов, перечисляемых им на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов (т. е. финансируемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов).
При обращении в налоговый орган за таким вычетом «на благотворительность» помимо общеустановленных документов (декларации и платежных документов) следует представить копию устава образовательного учреждения, в который была направлена материальная помощь.
Если пожертвование сделано частной школе, не получающей бюджетного финансирования, то претендовать на включение в социальный вычет уплаченных сумм нельзя.
В некоторых случаях материальная поддержка учебным заведениям оказывается не напрямую. Пожертвования перечисляются в благотворительный фонд, который в свою очередь направляет их школе. В этой ситуации благотворители не могут получить вычет по НДФЛ, поскольку благотворительные фонды не включены в перечень организаций, выплаты в пользу которых позволяют получить вычет (подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ).
Нужно заметить, что в ближайшие годы ситуация может измениться. 30 июля 2009 г. вступило в силу распоряжение Правительства РФ от 30.07.09 № 1054-р, утвердившее Концепцию содействия благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. Государство планирует расширить налоговые стимулы для участия граждан в благотворительной деятельности. Для этого предполагается распространить право на получение социального налогового вычета по НДФЛ на суммы произведенных налогоплательщиками пожертвований благотворительным организациям, некоммерческим организациям, работающим в приоритетных, общественно значимых направлениях, вне зависимости от получения ими бюджетного финансирования, а также пожертвований, осуществляемых на цели формирования и пополнения целевого капитала некоммерческих организаций. Те же меры предусмотрены и Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. (одобренными Правительством РФ 25 мая 2009 г.).
 
Пожертвования религиозным организациям
 
Лица, пожертвовавшие денежные средства «на церковь», также могут получить социальный налоговый вычет.
Нужно заметить, что подавляющее большинство прихожан делают пожертвования в соответствии с религиозными убеждениями, не думая ни о каких налоговых вычетах. Однако некоторые жертвователи все-таки заинтересованы в получении налоговых вычетов и обращаются в налоговые органы с вопросами о возможности их получения. Рассмотрим разъяснения, которые были даны налоговыми органами в части получения социального вычета при осуществлении финансовой поддержки религиозных организаций.
Итак, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ налоговые вычеты предоставляются в сумме пожертвований, перечисленных религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности. Именно такое назначение платежа и следует указывать в банковском документе (письмо УФНС России по г. Москве от 16.12.04 № 27-08/81075®).
А, например, такой довольно распространенный вид благотворительности, как пожертвование на восстановление храма, среди видов благотворительной деятельности, по которым предоставляются социальные налоговые вычеты, в указанной статье Налогового кодекса РФ отсутствует (письмо УМНС России по г. Москве от 22.12.03 № 27-08/70659). Соответственно, указав такое назначение платежа в банковских документах, вычет получить нельзя.
Существенный нюанс - на вычет может претендовать только лицо, передавшее пожертвование религиозной организации (т. е. добровольному объединению граждан, имеющему статус юридического лица). Так как именно организации упомянуты в подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ. Те, кто оказывает помощь религиозной группе (объединению граждан, осуществляющему деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица), вычет получить не смогут.
 
Льготы донорам
 
Помощь нуждающимся может быть оказана не только деньгами, продуктами, услугами и т. п. Еще один вид помощи людям - донорство.
В настоящее время существует как безвозмездное донорство, так и донорство на платной основе. Однако в том или ином виде льготы имеют и те, и другие доноры. Самая существенная льгота - вознаграждения, выплачиваемые донорам за сданную кровь, согласно п. 4 ст. 217 НК РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц.
Так, в частности, лицам, награжденным знаками «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР» (а такое звание имеют лишь граждане, 40 и более раз сдавшие кровь безвозмездно), согласно ст. 11 Закона РФ о донорстве крови и ее компонентов должна ежегодно выплачиваться сумма в 6 000 руб. с учётом индексации. С 1 января 2009 г. указанная сумма индексируется на 1,13 (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 24.11.08 № 204-ФЗ). Иначе говоря, сумма выплаты почетным донорам в этом году составляет 6 780 руб. НДФЛ эта выплата облагаться не должна.
Донорам, сдающим кровь и ее компоненты на возмездной основе, выплачиваются вознаграждения и компенсации. Размер выплат зависит от региона, в котором донор проживает. Так, в частности, в г. Москве помимо обычной компенсации (108 руб. за каждые 100 мл крови) постановлением Правительства Москвы от 30.12.08 № 1282-ПП установлена дополнительная денежная компенсационная выплата за счет средств городского бюджета (например, для сдавших кровь более 20 раз сумма дополнительного вознаграждения составляет 1 500 руб.). Эти вознаграждения также не должны облагаться НДФЛ.
Льготы донорам предоставляет и трудовое законодательство. В соответствии со ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, который по его желанию может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.
Если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и её компонентов вышел на работу (за исключением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по желанию другой день отдыха. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию должен быть предоставлен другой день отдыха.
За дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха работодатель обязан сохранить за работником его средний заработок.
Отказ работодателя от выплат донорам среднего заработка на основании отсутствия соответствующего положения в трудовом договоре (коллективном договоре, соглашении) незаконен. Дело в том, что указанные выплаты должны производиться в силу закона вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении. Иначе говоря, осуществляться вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем в части трудовой деятельности и социального обеспечения.
Таким образом, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные дни отдыха в соответствии с трудовым законодательством, не могут считаться выплатами по трудовым договорам.
Тем не менее, налогом на доходы физических лиц суммы среднего заработка облагаются в общем порядке. Минфин России в письме от 06.07.09 № 03-04-05-01/530 указал на то, что п. 3 ст. 217 НК РФ содержит закрытый перечень видов компенсационных выплат, установленных действующим законодательством, которые не облагаются НДФЛ. Суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и дополнительный выходной день в соответствии с трудовым законодательством, в этот перечень включены. Следовательно, они подлежат налогообложению на общих основаниях.
Нужно заметить, что работодателям не нужно было платить ЕСН и взносы в Пенсионный фонд РФ с сумм среднего заработка, уплаченного донорам в рассматриваемой ситуации. УФНС России по г. Москве в письме от 08.09.06 № 21-18/492 разъяснило, что, поскольку суммы среднего заработка, выплачиваемого донорам, не являются выплатами, связанными с выполнением трудовых договоров, их нельзя включать в объект обложения единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Донорам крови положена еще одна льгота. В соответствии со ст. 10 Закона РФ о донорстве крови и ее компонентов донору, сдавшему в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам, в течение года пособие по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний выплачивается в размере 100 % заработка независимо от продолжительности его трудового стажа.
Категория: Домашняя бухгалтерия | Добавил: Синьор-Курсаче (15.08.2014)
Просмотров: 573 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0