Главная » Статьи » Практика аудита

Аудиторская проверка бухгалтерской отчётности
© А.В. Газарян, Е.И. Ширкина
 
Основные стадии (этапы) аудита обозначены в разделе 4 «Объем и стадии аудиторской проверки» Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчётности», одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.08.99. Однако этот стандарт не дает полного перечня стадий (этапов) аудита. В данном разделе перечисляются основные мероприятия, проводимые в ходе аудита.
Аудиторская проверка годовой бухгалтерской отчётности состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
1.Предплановая (преддоговорная) деятельность;
2.Планирование аудита;
3.Проверка годовой бухгалтерской отчётности;
4.Завершение и оформление результатов аудита.
Рассмотрим каждый из них в отдельности.
 
ЭТАП 1. Предплановая (преддоговорная) деятельность
 
Деятельность до момента получения заказа на проведение аудита. Аудит как вид предпринимательской деятельности связан с необходимостью формирования определенного портфеля заказов, т. е. с поиском и выбором клиентов. При формировании портфеля заказов следует учитывать условия, обеспечивающие доходность аудиторской фирмы, и соблюдать такие основные принципы аудита, как независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, добросовестность, конфиденциальность и профессиональное поведение. Если незнакомый аудитору заказчик предлагает провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчётности и при этом сам определяет сроки проведения проверки и дату представления аудиторского отчёта и заключения, то аудитор, прежде чем принять заказ, обязан тщательно проанализировать, может ли он в установленные сроки предоставить данную аудиторскую услугу. Только в этом случае гарантируется соблюдение принципа добросовестности при проведении проверки.
Аудиторская этика не допускает связей аудитора с заказчиком, который не обладает безупречной репутацией. В том случае, когда аудитор не знаком с заказчиком и владельцем организации и не уверен в том, что они обладают безупречной репутацией, ему следует выяснить, обладает ли руководство фирмы информацией о заказчике, его учредителях, руководящих органах, ознакомиться с годовой бухгалтерской отчётностью, а по возможности и налоговыми декларациями потенциального заказчика за последние три года.
При смене аудитора рекомендуется поинтересоваться у заказчика о причинах (например, разные точки зрения по ключевым проблемам, не выплачен гонорар, по корпоративным причинам и т. д.). При смене аудитора руководство организации обязано предоставить новому аудитору копии отчётов по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленных прежним аудитором (п. 4.12 Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита»).
Необходимой предпосылкой предоставления аудиторских услуг является независимая и безупречная деятельность сотрудников аудиторской фирмы. Гарантии и обеспечение действительной независимости сотрудников аудиторской фирмы - предпосылка предоставления независимого аудиторского заключения. Рекомендуется избегать всех ситуаций, которые могут повредить действительной или предполагаемой независимости.
Принимая заказ, аудитор обязан проверить, сможет ли он предоставить свои услуги в заранее определенном заказчиком периоде времени, т. е. проверить следующее:
• имеется ли необходимое количество квалифицированных сотрудников для выполнения заказа в заранее установленные с заказчиком сроки;
• может ли фирма в случае необходимости привлечь к проведению проверки других специалистов (внутренние и внешние возможности).
Аудитор обязан отказаться от предложенного ему заказа, если он не может гарантировать выполнение всех указанных условий.
О проведенных процедурах аудитор составляет рабочий документ (докладную записку), подтверждающий выполнение данных действий.
Кроме того, аудитор должен учесть дополнительные аспекты для оценки степени риска, связанного с выполнением данного заказа:
отрасль хозяйственной деятельности заказчика;
текучесть сотрудников за последний год;
финансовое положение заказчика и возможности преодоления вероятных финансовых проблем;
уровень квалификации сотрудников бухгалтерии, финансового отдела и отдела электронной обработки информации, а также соответствие систем бухгалтерского учёта;
темпы роста производства и их перспективы.
Иногда для того, чтобы получить необходимую информацию о заказчике, в частности, определить возможный риск для аудитора при выполнении предложенного заказа, необходимо провести предварительную проверку. Во время предварительной проверки следует выяснить:
правовые основы организации, ее учредительные документы и их соответствие действующему законодательству;
в каком состоянии находится система бухгалтерского учёта и отчётность, можно ли ее проверить.
Как правило, новая оценка постоянных заказчиков необходима, если:
произошли существенные изменения в составе высшего руководства организации, которые могут повлиять на развитие и политику предприятия;
аудитор и заказчик имеют разные точки зрения и не могут найти компромиссного решения;
имеется уверенность в том, что заказчик умышленно, для того, чтобы ввести в заблуждение аудитора, не предоставляет необходимую для проверки годовой бухгалтерской отчётности информацию;
имеется судебное решение по отношению к заказчику, по руководящим или другим сотрудникам в результате нарушений действующего законодательства;
обнаружено, что руководящие или другие сотрудники заказчика могут совершать действия, ведущие к нарушению действующего законодательства;
участие в деятельности заказчика сотрудников аудиторской компании или иные деловые связи могут повредить объективности и независимости.
Формирование перечня предложений аудитора при подтверждении заказа на проведение аудита. Согласие на проведение аудита аудиторская фирма документально подтверждает, направляя клиенту письмо-обязательство, требования к которому регламентированы Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита», одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 25.12.96, протокол № 6.
Письмом-обязательством аудиторская фирма подтверждает свое согласие в отношении целей и масштабов аудита, формы представления отчёта, степени ее ответственности перед клиентом. Письмо-обязательство посылается клиенту до заключения договора во избежание неправильного понимания взятых обязательств.
В соответствии с требованиями указанного стандарта в письме-обязательстве дается перечень предложений аудитора, который должен содержать обязательные указания:
• по условиям аудиторской проверки: объект и цели аудиторской проверки; включение в аудиторское заключение мнения о достоверности отчётности филиалов и подразделений; законодательные акты и нормативные документы; дополнительные вопросы, решаемые в ходе аудита;
• по обязательствам аудиторской организации: форма отчётности о результатах проведенной работы; ответственность аудиторской организации за оказываемые услуги; соблюдение коммерческой тайны; риск необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля клиента;
• по обязательствам экономического субъекта: ответственность экономического субъекта за полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности; обеспечение свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и другой информации; получение подтверждений о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности; неоказание давления на аудиторскую организацию в целях изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчётности экономического субъекта;
• а также дополнительные данные: общие сведения об оказываемых услугах, квалификации персонала, крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организациях и союзах; примерный календарный план проведения аудита и состав аудиторской группы; общая характеристика применяемых методов проверки; условия оплаты; предложение об использовании услуг других аудиторов, независимых экспертов; использование результатов работы предшествующей аудиторской организации; важнейшие ограничения ответственности аудиторской организации; рекомендации по использованию аудиторского заключения по назначению; предложения о дальнейшем развитии договорных отношений.
При сотрудничестве на основе долгосрочного договора письмо-обязательство направляется клиенту для представления дополнительной информации. Составлением письма-обязательства завершается предплановый этап аудита.
Главное содержание деятельности аудитора на первом этапе заключается в сборе и документировании информации, касающейся новых клиентов, и ее обновлении по прежним. При этом следует руководствоваться такими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, как «Аудиторские доказательства», «Документирование аудита», «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчётности», «Понимание деятельности экономического субъекта», «Общение с руководством экономического субъекта».
 
ЭТАП 2. Планирование аудита
 
Предварительное планирование. Планирование - один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит.
Планирование проверки годовой бухгалтерской отчётности включает:
а) планирование проверки по существу - составление комплекса вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка;
б) планирование персонального состава, т. е. кто именно проверяет отдельные участки;
в) составление календарного графика проверки, т. е. когда и с какими затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.
Планирование аудита подразделяется на предварительное планирование, подготовку и составление общего плана и программы аудита.
Основные работы по планированию аудита проводятся после согласия аудитора на выполнение договора. Планирование проверки годовой бухгалтерской отчётности является непрерывным процессом. Аудитор обязан внести в план проверки необходимые изменения, если:
• заказчик предоставил неточные сведения о положении дел, что привело к изменению узловых позиций проверки;
• обнаружены существенные ошибки и необходимо провести дополнительные проверочные процедуры;
• задержки по вине заказчика привели к изменению сроков проведения проверки годовой бухгалтерской отчётности.
По итогам предварительного планирования аудиторская фирма окончательно решает вопрос о возможностях проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг.
При разработке общего плана и программы аудита определяется и стратегия аудиторской проверки.
Вся предоставленная для проверки информация (баланс, отчёт о прибылях и убытках) подразделяется на отдельные участки, которые классифицируются по степени риска и размерам границ существенности.
На следующем этапе необходимо определить, по каким участкам проводится системная проверка, по каким - проверка отдельных элементов. На это решение влияют результаты аналитических процедур и оценки систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля.
Разработка и составление общего плана аудита. Во время разработки общего плана проверки необходимо с учётом степени риска определить аудиторские процедуры для тех позиций годовой бухгалтерской отчётности, которые не подлежат системной проверке.
После выбора отдельных аудиторских процедур определяется объем позиций отчётности, предназначенных для проведения выборочной проверки, т. е. объем информации для выборок. Объем выборки зависит от:
степени риска, связанного с проведением проверки по данной позиции годовой бухгалтерской отчётности;
уровня существенности;
степени точности ожидаемых результатов;
оценки надежности системы внутреннего контроля.
В общем плане аудита должна найти отражение стратегия проведения проверки годовой бухгалтерской отчётности, предусматривающая сроки и график проведения аудита, состав аудиторской группы, включая в случае необходимости участие привлекаемых экспертов, все основные виды работ (от уточнения оценки системы внутреннего контроля до составления письменной информации и аудиторского заключения) с указанием периода проведения и исполнителя.
В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. На изменение общего плана могут повлиять:
а) уточненная характеристика системы внутреннего контроля и оценка ее надежности. Необходимость дополнительных проверок отдельных элементов возникает, если оценка надежности системы внутреннего контроля клиента окажется ниже предварительной;
б) результаты проверочных процедур позиций отчётности с высокой степенью риска, если:
количество ошибок намного превышает планируемый объем, поэтому необходимо увеличить объём проверки;
первая предварительная оценка оказалась неправильной. Данная позиция отчётности не содержит риска, т. е. объем проверочных процедур уменьшится;
в) прочие неизвестные в момент начала проверки выводы и факты. Во время проверки было обнаружено, что позиции отчётности, по которым ранее не предвиделось существенных ошибок, содержат риск.
Все изменения плана проведения проверки годовой бухгалтерской отчётности необходимо вносить в рабочую документацию. В соответствии с п. 5.2 Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Планирование аудита» вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитор должен подробно документировать.
Документы, составленные во время разработки плана проведения проверки годовой бухгалтерской отчётности, являются неотъемлемой частью рабочей документации.
Разработка и составление программы аудита является завершающей стадией планирования. Программа аудита представляет собой детальный перечень аудиторских процедур с указанием периода проверки, исполнителя и рабочих документов.
Общий план и программа аудита должны быть оформлены и завизированы в порядке, установленном внутрифирменными стандартами.
 
ЭТАП 3. Проверка годовой бухгалтерской отчётности
 
Во время проверки годовой бухгалтерской отчётности члены аудиторской группы проводят указанные в плане и программе аудита проверочные процедуры. Эти процедуры выполняются в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности:
сбор и оценка аудиторских доказательств («Аудиторские доказательства»);
оценка результатов выборки и распространение ее результатов на проверяемую совокупность («Аудиторская выборка»);
исследование необычных отклонений показателей бухгалтерской отчётности («Аналитические процедуры»);
проверка достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчётности («Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчётности»);
получение и рассмотрение заключения эксперта («Использование работы эксперта»);
отражение выполнения аудиторских процедур и их результатов («Документирование аудита»);
оценка уровня существенности и аудиторского риска в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур («Существенность и аудиторский риск»);
установление соответствия финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству («Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»);
получение доказательств («Разъяснения, представляемые руководством проверяемого экономического субъекта»);
проверка существования какого-либо серьезного сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности для подготовки бухгалтерской отчётности клиента («Применимость допущения непрерывности деятельности»);
проверка и оценка полноты и правильности раскрытия в отчётности операций со связанными сторонами («Учёт операций со связанными сторонами»);
проведение аудита в среде компьютерной обработки данных («Аудит в условиях компьютерной обработки данных»);
оценка риска искажения бухгалтерской отчётности и корректировка проводимых процедур («Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчётности»);
контроль качества работы в ходе проведения аудита («Внутрифирменный контроль качества аудита»).
К концу проверки руководитель аудиторской группы (проекта) обобщает результаты проверки годовой бухгалтерской отчётности клиента на основе рабочих документов всех членов аудиторской группы.
Заявление об ответственности заказчика имеет очень большое значение для аудитора, поэтому он должен проследить за тем, чтобы заказчик предоставил ему подписанное заявление об ответственности в случае ограничения допуска к информации. Заявление подтверждает, что членам аудиторской группы были предоставлены все необходимые для проведения проверки годовой бухгалтерской отчётности документы, сведения и информация.
 
ЭТАП 4. Завершение и оформление результатов аудита
 
Обобщение результатов аудита и формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчётности. На заключительном этапе аудиторского процесса составляется и представляется клиенту аудиторское заключение как итог проделанной работы.
После окончания проверки годовой бухгалтерской отчётности аудитор оценивает характер и достаточность собранных аудиторских доказательств, обобщает выводы, сделанные в результате отдельных проверочных процедур. При этом необходимо определить, содержит ли годовая бухгалтерская отчётность существенные искажения и неточности.
Аудитор должен окончательно оценить и взвесить влияние ошибок на годовую бухгалтерскую отчётность, т. е. в какой степени отдельные ошибки или их совокупность искажают оценку показателей отчётности и фактического финансового положения организации или же нарушают действующее законодательство.
Обобщив всю полученную информацию, аудитор формирует свое мнение о достоверности отчётности и выражает его в форме аудиторского заключения - безусловно положительного, условно положительного или отрицательного, либо отказывается от выражения своего мнения в аудиторском заключении.
Подготовка письменной информации аудитора и аудиторского заключения. По итогам проведенной аудиторской проверки годовой бухгалтерской отчётности аудиторская фирма представляет «Письменную информацию аудитора руководству экономического субъекта по результатам аудита». В отличие от аудиторского заключения она имеет более ограниченный круг пользователей - руководство (собственников) экономического субъекта.
Письменная информация (аудиторский отчёт) - это результат работы аудитора, который предоставляется заказчику. Заказчик на основании аудиторского отчёта оценивает качество его деятельности.
Некоторые аудиторские фирмы предоставляют заказчику первоначальный вариант аудиторского отчёта для обсуждения содержания. Это предотвращает недоразумения в формулировках и содержании аудиторского отчёта (п. 4.4 и 4.5 Правила (стандарта) «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам аудита»).
Категория: Практика аудита | Добавил: Синьор-Курсаче (27.08.2014)
Просмотров: 1077 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0