Главная » Статьи » Практика аудита

Контроль качества аудита
© В.Т. Чая
 
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 30.12.01) система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.
Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации предусматривает ежеквартальную отчётность о проведенных проверках соблюдения членами объединений установленных правил (стандартов) аудиторской деятельности, профессиональной этики, а также качества аудита и соблюдения ими лицензионных требований и условий (в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, имеющих лицензии на право осуществления аудиторской деятельности).
В этой связи перед сообществом аудиторов возникли проблемы как методологического и методического свойства, так и чисто организационного характера, причем наиболее остро они стоят перед саморегулируемыми общественными объединениями аудиторов, объединяющими физических лиц, т. е. индивидуальных аудиторов.
Во-первых, большинство положений, программ и других регламентирующих документов оказались не совсем пригодными для создания методологической и методической базы регулирования системы контроля качества аудиторской деятельности именно индивидуальных аудиторов, т. е. положения и программы качества аудиторской деятельности, принятые и утвержденные в процессе аккредитации профессиональных аудиторских объединений, требуют доработки и адаптации к быстроменяющимся условиям.
Во-вторых, следует разработать относительно стройную концепцию системы контроля качества аудита, которая представляла бы собой не только набор положений и программ, но и фундаментальные принципы формирования и реализации этой системы. Такая концепция необходима и в сфере контроля качества аудита, и в области развития аудиторской деятельности в Российской Федерации.
В-третьих, нужно ускорить разработку и принятие всего свода федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, общепринятого Кодекса профессиональной этики, так как именно на соответствии этим правилам и основным требованиям кодекса и должна строиться вся система контроля качества аудиторской деятельности.
В Ассоциации «Содружество» были разработаны самостоятельные правила (стандарты) аудиторской деятельности и Кодекс профессиональной деятельности ее членов.
В 2002 г. начала формироваться система контроля качества аудиторской деятельности по субъектам федерации основных федеральных округов страны.
Было проведено анкетирование индивидуальных аудиторов — членов ассоциации, в ходе которого обращалось внимание проверяемого на общие вопросы профессиональной деятельности, в частности на то, какими стандартами в своей деятельности руководствуется аудитор, начиная с общероссийских, федеральных, внутрифирменных и саморегулируемой общественной организации и заканчивая международными стандартами аудита, ведет ли он рабочие документы, полностью ли документирует свои действия, какими справочно-по-исковыми системами пользуется в своей работе. Также были заданы вопросы, касающиеся профессионального образования и обучения, процедур распределения заданий, независимости, принятия и обслуживания клиентов, профессиональной документации и консультаций, текущего и последующего контроля.
В настоящее время проходит апробацию сводная анкета контроля качества аудита клиента. Уже апробированы в первом чтении подготовленные по согласованию с Департаментом организации аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации Методические рекомендации на основе извлеченных унифицированных форм типовой программы проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов).
Из всего многообразия унифицированных форм были отобраны наиболее характерные для деятельности индивидуального аудитора. К унифицированной форме № 1-АО «Регистрационные данные аудиторской организации», заполнение которой было приурочено к составлению списков кандидатов для использования при формировании конкурсных комиссий по отбору аудиторских организаций на право проведения обязательного ежегодного аудита, добавили унифицированные формы № 1-АИ «Регистрационные данные индивидуального аудитора», 4.1-АИ «Оказание услуг по восстановлению и ведению бухгалтерского учёта», 7.1-АИ «Оказание консультационных услуг», 4.2-АИ «Проведение аудиторских проверок» (для индивидуального аудитора). В результате осуществления проверок отпала необходимость в заполнении унифицированных форм № 4.3-АИ «Оказание услуг по восстановлению и ведению бухгалтерского учёта с одновременным проведением аудиторских проверок», 7.2-АИ «Оказание консультационных услуг с одновременным проведением аудиторских проверок», поскольку данные форм № 4.1-АИ и 7.1-АИ не совпадали с данными формы № 4.2-АИ, т. е. никто из проверяемых не проводил аудиторские проверки в тех же экономических субъектах, где оказывались услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учёта и консультационные услуги.
Одним из ключевых пунктов подписанного Соглашения о взаимодействии семи аккредитованных общественных объединений при Министерстве финансов Российской Федерации был пункт о координации всей организационной и методической работы в области контроля качества аудита между этими объединениями.
Было предложено создать Объединенный комитет контроля качества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов с последующей подготовкой проекта Положения о нем, а также разработать проект Концептуальных основ контроля качества аудита работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, включающий план мероприятий по формированию механизма обеспечения контроля качества с использованием опыта, накопленного в этой сфере за рубежом, в частности во Франции.
Французская методика включает аналогичные нашим подходы, которые разрабатывались независимо от нее.
Во Франции основы систем контроля качества, начиная с доктрины подготовки и контроля качества, в большей степени включают организационные моменты.
Наибольший интерес из французского опыта контроля качества аудита представляет инструкция по разработке различных типов вопросников для контроля качества аудиторской деятельности.
В частности, заслуживают внимания требования к общей мотивированной оценке эксперта по порученному ему контролю качества, т. е. какой должна быть такая оценка; направленность и планирование работы; аудиторские риски - моменты, имеющие существенное значение; анализ годовых отчётов и др.
Таким образом, французская методика включает определение целей и задач профессиональной организации, в том числе ее основных характеристик, начиная с правомочности аудиторской профессии и заканчивая внутренними правилами деятельности; общих положений с разработкой норм и правил контроля качества; степени вмешательства государственных властей; организационной структуры; организации региональных отделений, статуса национальной организации; задач и деятельности региональных и национальных советов с их полномочиями, комитетов и рабочих групп; выработки доктрины; источников финансирования; организации секретариата; регламента страхования и ряда других, включая детальную проработанность инструкций и вопросников.
Категория: Практика аудита | Добавил: Синьор-Курсаче (21.08.2014)
Просмотров: 534 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0