Главная » Статьи » Редкие темы

Дистанционная торговля через интернет-магазин: учёт и налогообложение
  © В. Ю. Никитина, аудитор
  
Интернет-магазин - это сайт во Всемирной сети, с помощью которого осуществляются продажи. На нем демонстрируются фотографии предлагаемых товаров, приводится их подробное описание, рекламная и справочная информация, размещается каталог. На таком сайте, как правило, реализована возможность онлайн заказа товаров.
Существуют две основные модели интернет-коммерции. Первая - полноценный действующий интернет-магазин, у которого есть веб-витрина, собственная операционная и логистическая системы, склад и т. д. Такой магазин может быть крупным, с большим ассортиментом товара, или небольшим, но с уникальным ассортиментом и хорошими позициями в данной рыночной нише. Вторая модель бизнеса предусматривает посреднические функции: получив с сайта заказ, посредник обращается к оптовику для закупки заказа и доставляет его клиенту. Часто оптовик представляет такому покупателю существенную скидку. Иногда посредник просто переадресовывает заказ оптовику или партнерскому интернет-магазину, получая за это вознаграждение. Такая модель работы имеет смысл при небольшом числе заказов за день и используется, как правило, небольшими компаниями.
Отметим, что существуют ограничения в перечне товаров, которые могут продаваться дистанционно. Так, в частности, не допускается дистанционная продажа алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена. Запрет касается и табачной продукции, поскольку ее продажу регулирует Федеральный закон от 10.07.01 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака». Запрещена продажа огнестрельного и холодного оружия, а также средств самообороны, перечисленных в ст. 6 Федерального закона от 13.12.96 № 150-ФЗ «Об оружии»; психотропных, наркотических веществ и их прекурсоров в соответствии с нормами ст. 2 Федерального закона от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и др.
Основными покупателями в Интернете чаще являются физические лица, реже - организации и индивидуальные предприниматели.
Следует помнить, что при дистанционном способе продажи товара договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (например, интернет-связи), исключающего возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (п. 2 ст. 497 ГК РФ).
Организации или индивидуальные предприниматели, занимающиеся дистанционной торговлей, могут применять общий режим налогообложения. Если они соответствуют общим требованиям, указанным ст. 346.12 НК РФ (например, доходы не выходят за пределы установленной нормы, а доля юридических лиц в уставном капитале не превышает 25 %), то при таком способе торговли можно применять упрощенную систему налогообложения. Однако при выборе объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» следует учесть, что не все расходы можно будет принять в уменьшение объекта налогообложения.
Под ЕНВД продажа товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (посылочная торговля, интернет-торговля, телемагазины) не подпадает (ст. 346.26 и 346.27 НК РФ).
 
Платёжные инструменты
 
Как правило, продавцы предлагают покупателям возможность выбрать удобный способ доставки товаров и их оплаты (наличными при доставке, наложенным платежом в почтовом отделении, предоплатой через банк или почту, банковской картой либо с помощью одной из платежных систем сети Интернет).
Среди нововведений в данном вопросе отметим Федеральный закон от 27.06.11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Важное место в документе уделяется электронным деньгам и онлайн-платежам. Новым законом вводятся и определенные ограничения. Для того чтобы обеспечить бесперебойность платежных услуг, расчётные и платежно-клиринговые центры национальной платежной системы должны находиться исключительно на территории России.
Электронные платежи разграничиваются на три вида: неперсонифицированные, персонифицированные и корпоративные. Первые не требуют обязательного проведения идентификации физического лица и классифицируются как микроплатежи. При этом их размер не должен превышать 15000 руб. за одну транзакцию, а общая сумма с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не должна превышать 40000 руб. в течение месяца.
В соответствии с Федеральным законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма использование персонифицированных платежей осуществляется с обязательной идентификацией физического лица. При этом необходимо соблюдение ряда условий. Самое главное - сумма перевода электронных денег по одному электронному средству платежа не может превышать 100000 руб. (либо эквивалент в иностранной валюте).
Что касается корпоративных платежей, то ограничения по размеру суммы и числу транзакций здесь нет, но есть требование обязательной идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
 
Признание доходов
 
При реализации товаров, заказанных через интернет-магазин, обязанность по доставке товара, как правило, принимает на себя продавец. После того как клиент оформил заказ посредством одного из видов связи, курьер или служба доставки получает товар на складе для доставки по адресу, который указал покупатель.
При расчётах наличными и с помощью платежных карт продавец обязан применять ККТ и после оплаты вручать покупателям кассовые чеки (п. 1 ст. 2 и ст. 5 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ).
Обычно организации-продавцы выбивают чек в момент выдачи товара курьеру. В этом случае момент реализации товара и выдача чека ККТ не совпадают: чек пробивается раньше, чем произошла реализация. Если все товары доставлены покупателям и не было отказов от покупок, документация будет соответствовать требованиям действующего законодательства. Но покупатель может отказаться от заказа, тогда чек аннулируют, приложив его к акту (ф. № КМ-3), а дневную выручку, отраженную в Z-отчёте, скорректируют на его сумму.
Налоговые органы рекомендуют при оказании услуг по доставке товара с выездом на дом к заказчику использовать компактные ККТ с автономным электропитанием (письмо УФНС РФ по г. Москве от 29.06.07 № 22-12/61982). Такими аппаратами обычно оснащают курьеров, которые доставляют товар служебным транспортом, поскольку в общественном транспорте каждому курьеру возить ККТ и выручку неудобно. Курьер пробивает чек только после оплаты клиентом доставленного товара. Следует помнить, что курьер в этом случае будет выполнять также функции кассира, поэтому с ним необходимо в обязательном порядке заключить договор о материальной ответственности.
Предлагаемый подход требует дополнительных затрат на приобретение компактных ККТ для курьеров, однако оптимизирует документооборот, сокращает объем возвратных операций, минимизирует проблемы при налоговых проверках.
При доставке товаров почтой возникают сложности с определением момента признания выручки. На практике фирмы, занимающиеся почтовой торговлей, досрочно признают выручку в момент сдачи товара на почту и определяют это в качестве элемента учётной политики.
Аудиторы, проводя проверку таких организаций, часто требуют от клиентов раскрытия особенностей признания выручки в пояснительной записке к годовой отчётности и тщательно отслеживают объем возвращенного покупателями товара в период после 31 декабря вплоть до даты выдачи аудиторского заключения.
При заказе товаров с предоплатой от большого количества физических лиц возрастает число ошибок, допускаемых сторонами при идентификации платежей. Например, при отправке денег покупатель может не указать свои полные данные, и товар будет невозможно доставить.
С другой стороны, при вводе данных о реализованном товаре возможны ошибки в идентификации конкретного физического лица. Естественно, усложняется работа по периодической выверке данных, инвентаризации того, что учтено конкретно на том или ином бухгалтерском счёте с тем, чтобы своевременно признавать доходы, не завышать расходы и правильно платить налоги.
 
Признание расходов
 
При дистанционной торговле перечень расходов отличается от затрат обычных розничных магазинов. Например, отсутствуют расходы на аренду торговых площадей для обслуживания покупателей, но могут арендоваться складские помещения. В штате могут отсутствовать продавцы, но имеется много работников, занятых доставкой товаров. Транспорт может быть как собственным, так и арендованным, в том числе у работников. Значительную долю расходов компаний, занятых интернет-торговлей, занимает реклама, расходы на маркетинговые исследования, доставку, поддержание работы сайта, содержание службы, принимающей заказы (в том числе call-центра), и др.
 
Расходы на создание интернет-магазина
 
Основа любого интернет-магазина - программное обеспечение, которое можно разрабатывать самостоятельно, или заказать разработку ИТ-системы магазина «под ключ» в специализированной софтверной компании.
Иногда крупные магазины используют системы функционирования, разработанные иностранными партнерами. Плата за использование такой программы может быть достаточно высокой. В некоторых случаях вознаграждение рассчитывается как процент от проданного с помощью данной программы товара.
Если проект торговли через Интернет задумывается как серьезный и долгосрочный, необходимо иметь команду собственных ИТ-специалистов, которые будут поддерживать и развивать сайт.
Учёт расходов на создание интернет-сайта зависит от прав на него. Если исключительные права на сайт отсутствуют, затраты на его создание будут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. По мнению Минфина России, эти расходы не следует учитывать в разовом порядке. Если из условий договора нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то понесенные затраты налогоплательщик распределяет самостоятельно с учётом принципа равномерности признания расходов (письма от 02.02.11 № 03-03-06/1/52, 30.12.10 № 03-03-06/2/225, 29.01.10 № 03-03-06/2/13 и др.).
Сайт с исключительными правами будет признаваться нематериальным активом как в бухгалтерском, так и в налоговом учёте (ПБУ 14/2007, п. 3 ст. 257 НК РФ). Срок полезного использования (период, в течение которого списывают расходы) компания определяет самостоятельно. Однако «жизненный цикл» не может быть меньше двух лет (п. 2 ст. 258 НК РФ).
В первоначальную стоимость НМА включают не только плату исполнителю, но и другие расходы на приведение сайта в состояние, в котором он станет пригодным для использования (за исключением суммы НДС). В частности, на первоначальную стоимость НМА относят сумму оплаты за первичную регистрацию доменного имени ресурса (письмо УФНС РФ по г. Москве от 17.01.07 № 20-12/004121).
В то же время расходы на перерегистрацию доменного имени признаются текущими затратами организации. Перерегистрация осуществляется, как правило, ежегодно и обеспечивает организации возможность сохранения именно за ней определенного имени своего сайта в Интернете. Перерегистрация доменного имени не приводит к изменению качественных характеристик интернет-сайта и потому не влияет на его первоначальную стоимость. Значит, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ плата за перерегистрацию относится к прочим расходам.
 
Расходы на рекламу
 
Чем больше пользователей сети Интернет посещает сайт, тем больше потенциальных клиентов, соответственно, необходимо заставить сайт работать с максимальной эффективностью. Для этого производят регистрацию сайта в поисковых системах и каталогах, оптимизируют его под поисковые системы.
Например, владельцы поисковых систем при поиске конкретного товара могут выдать ссылку на сайт компании в числе первых 10 позиций. Пользователи чаще всего обращаются именно к первым ссылкам, поэтому помещение ссылки в начало списка стоит существенно дороже. Реальные переходы отслеживаются системными администраторами, и поисковые системы выставят счёт за него, независимо от того, купил ли товар посетитель сайта. Главная задача посредника - привести клиента для компании.
Придётся размещать рекламу и на так называемых «дружественных» сайтах, платить партнеру за осуществленный переход, обмениваться баннерами, ссылками.
Расходы на рекламные мероприятия через телекоммуникационные сети (в том числе Интернет) не нормируются, т. е. признаются в налоговом учёте в полном объеме (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Если в компании будет проводиться аудиторская проверка, то аудиторы проверят договоры и акты, подписанные с контрагентами, а также попросят предъявить расшифровки сумм, например, распечатками таких «электронных переходов» или другими отчётами системных администраторов. Большой интерес как у аудиторов, так и у налоговых инспекторов вызывают взаиморасчёты за рекламные услуги. Чаще всего посредник, приводящий потенциального клиента в интернет-магазин через свой сайт, является физическим лицом, и с его дохода следует удержать налоги, для чего нужна полная информация о физическом лице (а раскрывать ее владельцы сайтов не стремятся). Кроме того, иногда посреднику выплачиваются не деньги, а предоставляется скидка на товар магазина или начисляются баллы, «бонусы», на которые посредник может осуществить закупку для себя. Эти операции, конечно, нужно правильно квалифицировать и отразить в учёте.
 
Расходы по доставке товаров
 
Важнейшей составляющей интернет-торговли является организация доставки товара заказчику. Она может быть организована несколькими способами: своими силами (собственным отделом доставки); силами сторонней организации (специализированным посредником); путем самовывоза (покупатель забирает товар самостоятельно). При этом доставить товар можно как с помощью курьера, так и почтой.
Доставка собственными силами характеризуется надежностью и скоростью, при этом организация знает, что товар либо был получен покупателем (курьер возвращается с накладными, подтверждающими доставку), либо возвращается на склад (если заказчик отказался от покупки либо отсутствует). Но у такой услуги есть свои минусы: высокая стоимость и территориальная ограниченность.
Доставка почтой - довольно простой и общедоступный способ, который отличается невысокой стоимостью и практическим отсутствием территориальных ограничений. Но и у него есть свои недостатки: длительность доставки и недостаточная гарантия сохранности товара.
 
Возврат товара
 
В соответствии с п. 20 Правил продажи товаров дистанционным способом (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.09.07 № 612) договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.
Согласно п. 32 Правил информация о порядке и сроках возврата товара потребителем должна содержать в том числе срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар. При отказе покупателя этого товара продавец должен возвратить ему сумму, /плаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.
На основании п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ установлено, что включение в договор условий, ущемляющих установленные ном права потребителя, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб.; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
Таким образом, при отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара.
Включение в договор условий, согласно которым покупатель должен возместить расходы продавца в процентном отношении от стоимости заказа, противоречит законодательству Российской Федерации.
Если при возврате товаров покупателями организация возвращает полученные в качестве оплаты товара денежные средства на банковский счёт покупателя и банк за данную операцию взимает проценты, расходы на оплату данных услуг банка являются экономически обоснованными и уменьшают базу по налогу на прибыль при условии соответствующего документального подтверждения (подп. 25 п. 1 ст. 264, подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Если возвращенный товар имеет нормальный вид и потребительские свойства, это дает возможность продавать его повторно. Однако на практике ситуации потерь при возвратах нередки. Например, пиццерии, доставляющие продукцию клиентам, нередко сталкиваются с ситуацией, когда при доставке по указанному покупателем адресу товар невозможно продать - никто не открывает дверь и не отвечает по телефону. Продать такой товар другому клиенту практически невозможно, и расходы владельцы списывают на убытки. Но налоговые инспекторы вряд ли посчитают такие убытки экономически обоснованными.
Ещё один вариант потерь можно назвать для организаций, которые занимаются дистанционной торговлей с доставкой товаров почтой. Эти «дистанционщики» берут на себя риск повреждения товара как при доставке к покупателю, так и при возврате его от покупателя. Почта согласно Правилам оказания услуг почтовой связи в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления с объявленной ценностью отвечает в размере объявленной ценности и суммы платы за пересылку, за исключением платы за объявленную ценность. И если объявление ценности при доставке до покупателя зависит от организации-продавца, то как покупатель вышлет товар обратно - предсказать невозможно. По этой причине не всегда возвращенный качественный товар продавец может пустить в повторный оборот и взыскать убытки с почты при повреждении товара.
Категория: Редкие темы | Добавил: Синьор-Курсаче (26.08.2014)
Просмотров: 1718 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0