Главная » Статьи » Редкие темы

Налогообложение попутного нефтяного газа - за и против
 © И.Г. Шишкина, аспирант Научно-исследовательского института системного анализа Счётной палаты РФ
 
С переходом к рыночной экономике в России наиболее востребованными оказались ее минерально-сырьевые ресурсы. В настоящее время развитие и совершенствование рентных отношений в минерально-сырьевом комплексе является актуальной темой и широко обсуждается в нашей стране. При этом никто не спорит с тем, что развитие отношений между пользователем недр и государством должно основываться на повышении эффективности функционирования добывающего сектора экономики, рациональном использовании сырьевых ресурсов, подъеме научно-технического потенциала и развитии технической базы самого недродобывающего комплекса. Однако, несмотря на то, что Россия имеет определенный опыт недропользования, государственное регулирование в этой сфере экономики требует дальнейшего развития.
В частности, по-прежнему остается нерешенной проблема утилизации нефтяного попутного газа. Нефтяной попутный газ, хотя и является важнейшим стратегическим многокомпонентным нефтехимическим сырьем, в нашей стране попросту сжигается на нефтепромысловых факелах. При этом никто точно даже не знает объем сжигаемого газа, так как большинство нефтепромысловых факелов не имеют замерных счётчиков. По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, ежегодно в стране добывается около 60 млрд. куб. м. нефтяного попутного газа, из которых почти 20 млрд. куб. м. сжигается на факелах. В результате наносится не только колоссальный вред окружающей среде, но и значительный ущерб экономике страны. К сожалению, именно в тех регионах, где ведется основная добыча нефти, доля утилизированного нефтяного попутного газа крайне низкая. Так, например, в Сибирском федеральном округе утилизация нефтяного попутного газа не превышает 65%, а в Северо-Западном федеральном округе — 36%. Для сравнения: в Норвегии и Канаде сжигание нефтяного попутного газа вообще запрещено. В России к данному вопросу относятся крайне либерально. Нефтяниками приводится масса доводов, по которым они не могли утилизировать нефтяной попутный газ. Так, например, одной из причин, по которой реализация нефтяного попутного газа до 2008 г. была нерентабельной, являлось государственное регулирование цен на попутный нефтяной газ. Кроме того, неоднократно поднимался вопрос о том, что организации, добывающие углеводородное сырье, независимые от ОАО «Газпром», а это в основном нефтяные компании, для транспортировки добытого нефтяного попутного газа не всегда могут получить доступ к газотранспортной системе ОАО «Газпром».
Ещё в 2007 г. в послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ была поставлена задача к 2011 г. довести утилизацию нефтяного попутного газа до 95%. Во исполнение поставленной Президентом РФ задачи в 2008 г. Правительство РФ отменило государственное регулирование цен на попутный нефтяной газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки. Кроме того, ряд заинтересованных министерств и ведомств подготовили свои предложения по утилизации нефтяного попутного газа, однако все они делают упор на ужесточении административных мер и увеличении штрафных санкций. В то же время следует отметить, что ведомственный контроль в постсоветской России не всегда приносил желаемый эффект. К слову сказать, именно несоблюдение условий лицензионных соглашений на разработку месторождений привело к тотальному сжиганию нефтяного (попутного) газа на факелах. При этом ни одна нефтяная компания не потеряла лицензию на разработку месторождения за сверхнормативное сжигание газа.
На наш взгляд, независимый налоговый контроль привел бы к более эффективному воздействию на процесс рационального использования природных ресурсов. Бюджетным законодательством РФ нефтяной попутный газ не рассматривается как источник дохода консолидированного бюджета. При этом в налоговом законодательстве положение нефтяного попутного газа носит двойственный характер. С одной стороны, согласно гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса РФ (НК РФ), газ горючий природный из всех видов месторождений, добываемый через нефтяные скважины, является одним из видов полезных ископаемых, подлежащих налогообложению (ст. 337 НК РФ). С другой стороны - налогообложение добытого попутного (нефтяного) газа осуществляется по налоговой ставке 0 руб. за 1 000 куб. м. (ст. 342 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Исходя из указанной налоговой нормы, нулевая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых в виде нефтяного попутного газа формально является не налоговой льготой, а одним из видов налоговых ставок. Однако согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В связи с чем налоговая ставка является неотъемлемой частью налогового механизма и, несомненно, размер налоговой ставки для государства является одним из инструментов дифференциации налоговой нагрузки. Налоговая нагрузка на налогоплательщиков, в том числе на недропользователей, может корректироваться не только через налоговые льготы, но и посредством установления различных размеров налоговой ставки. Одним из примеров дифференциации, а точнее сказать снижения налоговой нагрузки, является применение с 01.01.2007 г. нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края (ст. 342 НК РФ).
Таким образом, нулевая налоговая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых фактически означает освобождение определенных видов полезных ископаемых от налогообложения и является разновидностью налоговой льготы для налогоплательщиков, добывающих полезные ископаемые. По нашему мнению, нулевая налоговая ставка при добыче нефтяного попутного газа, действующая на основании подп. 2 п. 1 ст. 342 НК РФ, также является разновидностью налоговых льгот для недропользователей, добывающих нефтяной попутный газ. При этом следует отметить, что указанная налоговая норма не делает различий между предприятиями, которые расходуют значительные денежные ресурсы на создание и содержание инфраструктуры по сбору попутного (нефтяного) газа, и предприятиями, которые его просто сжигают на факелах.
Налог на добычу полезных ископаемых действует с 01.01.2002 г., т.е. уже более 8 лет, и все это время действовала нулевая налоговая ставка при добыче нефтяного попутного газа. Следует отметить, что все эти годы росли цены на нефть и, как следствие, росла прибыль нефтяных компаний. Однако, несмотря на то, что в данном периоде у нефтяных компаний было достаточно ресурсов, чтобы решить проблему утилизации нефтяного попутного газа, к настоящему времени Россия занимает первое место в мире по объемам сжигания нефтяного попутного газа на нефтепромысловых факелах.
В настоящее время в России налог на добычу полезных ископаемых абсолютно безразличен к качеству запасов и условиям разработки месторождений. Однако природа данного налога такова, что неучёт рентабельности разрабатываемых месторождений при налогообложении приводит к тому, что недропользователи непременно попадают в неравные экономические условия. В случае с нефтяным попутным газом, на наш взгляд, целесообразно учитывать газовый фактор разрабатываемого месторождения. Газовый фактор - это отношение количества выделившегося газа к 1 т. добываемой нефти. Величина его зависит от физико-химических свойств добываемого углеводородного сырья и глубины нефтяной залежи.
По данным Федеральной налоговой службы, за 2005-2007 гг. в целом по России налогоплательщиками, добывающими нефть, в декларациях по налогу на добычу полезных ископаемых показано 130,5 млрд. куб. м. добытого нефтяного попутного газа. Средняя цена газа, реализуемого ОАО «Газпром» и предприятиями, входящими в его структуру, на российском рынке за 2005-2007 гг. составила около 1 100 руб. за 1 000 куб. м. Таким образом, исходя из объёма сжигаемого нефтяного попутного газа и цены реализации природного газа на российском рынке, стоимость ежегодно сжигаемого углеводородного сырья составляет более 12,0 млрд. руб. Для сравнения: это больше, чем ежегодный бюджет такого города, как Сочи.
Существующая система налогообложения в отношении попутного (нефтяного) газа способствует нерациональному отношению недропользователей к сырьевой базе, не вынуждает их разрабатывать месторождения при помощи методов, обеспечивающих наиболее полное использование природных ресурсов.
В настоящее время представляется целесообразным при налогообложении добытого и сожженного в факелах попутного (нефтяного) газа установить налоговую ставку такую же, как при добыче газа горючего природного (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений, учитывая при этом особенности разрабатываемых нефтяных месторождений.
В то же время для создания необходимых технологических мощностей для утилизации нефтяного попутного газа требуются значительные финансовые вложения. Налогообложение нефтяного попутного газа по нулевой ставке ярко демонстрирует, что льготная налоговая система сама по себе не станет достаточным стимулом для инвестиций. Подобные формы льготного налогообложения должны носить целевой характер. К предприятиям, которые инвестируют в создание инфраструктуры по сбору нефтяного попутного газа, необходимо применять меры налогового стимулирования. Например, можно предоставить право налогоплательщику уменьшить исчисленную сумму налога на добычу полезных ископаемых в виде нефтяного попутного газа на сумму, направленную на инвестиции в создание инфраструктуры по сбору нефтяного попутного газа.
В заключение хотелось бы сказать, что государство должно в полной мере реализовать право собственности на недра и их содержимое, найти баланс между интересами общества и недродобывающими компаниями. С течением времени мировые цены на природные ресурсы так или иначе будут только расти, особенно на невозобновляемые ресурсы, и если сейчас нет возможности их рационально использовать, то более эффективным будет их сбережение для будущих поколений. На наш взгляд, ничто не может оправдать нерациональное использование природных ресурсов.
Категория: Редкие темы | Добавил: Синьор-Курсаче (22.08.2014)
Просмотров: 1149 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0