Главная » Статьи » Практика аудита |
Аудит расчётов по налогам и сборам
Цель аудита расчётов с бюджетом - подтверждение достоверности бухгалтерской отчётности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по налогам и иным обязательным платежам, а также отражения в пояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в налогообложении.
Задолженность по налогам является обязательством юридических лиц перед бюджетом и обычно имеет определенную дату уплаты.
Каждому налоговому законодательному акту присущи определенные требования к применению ставки налога, определению облагаемой налоговой базы, срокам уплаты налогов, подготовке отчётности и т. д.
Наибольшее влияние на финансово-хозяйственную деятельность организации оказывают налог на прибыль организаций (далее – налог на прибыль, его уплату регламентирует глава 25 Налогового кодекса РФ) и налог на добавленную стоимость (далее – НДС, глава 21 Налогового кодекса), вызывающие больше всего трудностей как при расчёте, так и при проведении проверки. По остальным налогам достаточно описать общие процедуры детальной проверки, которые могут применяться аудиторами.
1.Аудит расчётов по налогу на прибыль организаций
Аудиторская проверка расчётов по налогу на прибыль, как правило, включает:
анализ ежеквартальных авансовых платежей на основе расчёта налога за квартал;
проверку расчёта налога на прибыль за отчётный период;
анализ задолженности по налогу на прибыль на основе результатов деятельности за отчётный период.
Если предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за отчётный период и ставки налога, то уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы указанного налога. Суммы, дополнительно причитающиеся в бюджет по квартальным расчётам, вносятся предприятиями в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчёта за квартал, а по годовым расчётам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчёта за истекший год.
Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в истекшем квартале. В ходе проверки аудитор должен осуществить следующие процедуры:
сопоставление остатка по счёту учёта налога на прибыль с данными Главной книги;
подготовку расчёта по остаткам задолженности по налогу на прибыль и выверку остатков;
анализ расчёта налога на прибыль, сделанного клиентом, и всех значительных расхождений между фактической и расчётной суммами налога на прибыль;
обсуждение с клиентом факторов, повлиявших на расчёт налога. Причина различий между расчётной и фактической суммой налога должна быть объяснена и отражена в документах;
пересчёт и проверку правильности подсчётов;
сверку авансов по налогу на прибыль по предварительной и окончательной сумме налога.
Анализ квартальных авансовых платежей, подготовленных на расчётах за отчётный период, должен основываться на выверке квартальных платежей по выпискам банка, документации по предварительным расчётам налога и анализе своевременности авансовых платежей во избежание последующих штрафов и пеней.
Проверка фактической задолженности налога на прибыль на основе результатов операций будет включать:
сверку прибыли до уплаты налогов по счёту прибылей и убытков;
сверку задолженности по налогу на прибыль с данными окончательной налоговой декларации;
пересчёт и проверку правильности задолженности налога на прибыль за год с указанием правильности применения ставки налога и использования льгот, соответствия сроков уплаты налогов.
2.Аудит расчётов по НДС
Аудиторская проверка НДС включает следующие процедуры:
анализ налоговых отчётов за предыдущие периоды, выявление вопросов, по которым имелись замечания, и выполнение рекомендаций по этим вопросам;
сравнение остатков по счетам НДС за текущий период с остатками за предыдущие периоды и анализ значительных или необычных отклонений;
сравнение фактических ставок за текущий период и анализ значительных или необычных отклонений;
анализ уплаты платежей в бюджет за отчётный период.
При аудиторской проверке НДС, уплаченного при приобретении товаров, работ и услуг, необходимо проанализировать расчёты НДС при приобретении оборотных средств и НДС, который возмещается из бюджета.
При анализе НДС по приобретению оборотных средств проводится детальная проверка остатков по Главной книге, составления баланса по расчётам с бюджетом и первичных документов.
Суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учёт основных средств и нематериальных активов.
При анализе уплаченного НДС, который возмещается из бюджета, аудиторы должны провести:
выверку по дебету счёта 68, субсчёт «Расчёты по НДС»;
выверку данных о расчётах по налогу, представляемых в налоговый орган;
составление баланса (с целью проверки) и выборку первичных документов для проверки правильности учёта уплаченного НДС по полученным запасам, материальным и нематериальным средствам, работам и услугам.
Данная процедура предполагает точное распределение по отчётным периодам расчётов с бюджетом по НДС.
При проверке правильности учёта полученного НДС, включаемого в стоимость реализуемых товаров, работ и услуг, и соответствия задолженности по НДС перед бюджетом аудиторы должны:
выверить остатки по Главной книге;
составить сводную ведомость и проанализировать данные счета расчётов по НДС;
выверить данные по расчётам налога, представленные в налоговую инспекцию;
проанализировать правильность применения ставок налога в зависимости от характера бизнеса и типа реализуемой продукции;
пересчитать задолженность по НДС за отчётный период;
проанализировать правильность применения льгот по НДС в соответствии с законодательными актами;
определить периодичность уплаты НДС на основе расчёта среднемесячной задолженности по НДС;
провести выборочную проверку правильности составления документации и расчётов по налогу путем сравнения с данными банковских выписок во избежание пеней и штрафов.
3.Проверка расчётов по другим налогам и сборам
Рассмотрим кратко, как производится детальная проверка других налогов. Целью проведения аудита по этим счетам является проверка учёта других налогов и соответствия задолженности бюджету. Для этого аудиторам необходимо осуществить:
выверку остатков по Главной книге;
анализ данных по расчётам;
сверку данных с расчётами налога, представленными в налоговую инспекцию;
анализ правильности применения ставок и методов расчёта налога в зависимости от характера бизнеса и вида производимой продукции (работ, услуг).
Учитывая то, что некорректное определение налоговых обязательств может привести к существенным финансовым потерям, аудиторы должны особое внимание уделить организации и технологии проведения указанного участка проверки. Чтобы успешно провести проверку, следует:
привлекать к проверке расчётов с бюджетом высококвалифицированных специалистов;
обеспечивать сотрудников оперативной информацией и нормативными документами по вопросам налогообложения;
организовать внутрифирменный обмен информацией и разработками по актуальным вопросам налогообложения с тем, чтобы аудиторы повторно не работали над решением типичных проблем;
организовать эффективный контроль качества письменной информации по вопросам налогообложения, предоставляемой клиентам;
выработать внутрифирменный подход к технологии налогового консультирования и разработать специальные формы рабочих документов, которые должны оформляться по результатам проверки расчётов с бюджетом.
При проверке расчётов с бюджетом нельзя полагаться лишь на формальное соблюдение аудиторской процедуры. Поэтому окончательное заключение о состоянии расчётов с бюджетом должен делать руководитель проекта, который имеет возможность оценить весь комплекс выявленных отклонений и их влияние на формирование налогооблагаемых баз по основным налогам.
При расчётах с бюджетом, особенно по акцизам, следует обратить внимание на счета предприятия и перечисление их в бюджет по видам акцизов и процентного соотношения этих платежей. Проверка акцизных платежей осуществляется налоговыми службами ежемесячно, поэтому правильное их начисление является первоочередным для уменьшения непроизводственных расходов и штрафных санкций.
4.Типичные ошибки, выявляемые при проверке задолженности организации перед бюджетом
Часто меняющееся налоговое законодательство и противоречия некоторых положений нормативных актов обусловливают возможность случайных ошибок в расчётах по налогам. При проведении детальной проверки задолженности по налогам могут выявиться следующие ошибки:
неправильное использование принципов бухгалтерского учёта, законодательных актов и инструкций при расчёте налогов;
применение неверной ставки налога;
неправильное определение налогооблагаемой базы;
неточный учёт пеней и штрафов.
На оценку кредиторской задолженности и бухгалтерской отчётности в целом могут также влиять:
представление ошибочной информации для получения льгот по налогообложению;
искажение или сокрытие данных, представляемых налоговым органам;
неправильные классификация или расчёт доходов, учитываемых при налогообложении в качестве освобожденных от налогообложения, при определении задолженности бюджету;
проведение в учёте фиктивных сделок по расчётам между материнскими и дочерними структурами для получения льгот по налогообложению.
| |
Просмотров: 4557 | |
Всего комментариев: 0 | |