Главная » Статьи » Редкие темы |
Формирование консолидированной финансовой отчётности
© Д. В. Исаев
В условиях динамичности современной экономической среды, усиления конкуренции и повышения публичности бизнеса, а также на фоне громких банкротств крупнейших американских компаний (Enron, WorldCom и др.) особую актуальность приобрели задачи повышения управляемости крупного бизнеса и защиты интересов инвесторов.
В разных странах были разработаны документы (кодексы), обобщающие лучшую практику корпоративного управления и предъявляющие определенные требования к публичным компаниям. К числу наиболее известных разработок в этой области относятся Принципы корпоративного управления ОЭСР, Объединенный кодекс корпоративного управления (Великобритания), Акт Сарбейнса-Оксли (США). Аналогичный документ - Кодекс корпоративного поведения - разработан и в России.
Во всех перечисленных документах в качестве одной из важнейших задач провозглашается информационная поддержка инвесторов и других заинтересованных лиц (стейкхолдеров). При этом подчеркивается, что основным каналом информирования внешних заинтересованных лиц является консолидированная финансовая отчётность. Её формирование производится в соответствии с определенными стандартами. Например, в системе Международных стандартов финансовой отчётности принципы консолидации описываются в стандартах IAS 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчётность», IFRS 3 «Объединения бизнеса», IAS 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия» и IAS 31 «Участие в Совместном предпринимательстве».
Методики консолидации достаточно сложны (особенно для крупных групп компаний), они предусматривают сбор и обработку большого объема информации. Если попытаться классифицировать типовые проблемы формирования консолидированной отчётности, то среди них можно выделить проблемы как методологического, так и организационного характера.
В частности, к числу методологических проблем относятся обеспечение сопоставимости показателей консолидируемой отчётности, мультивалютность, трансформация отчётности, определение доли меньшинства в группах со сложной структурой. К числу организационных проблем относятся задача сбора и структурирования исходных данных, а также общая организация процесса консолидации. Кроме того, в самостоятельную группу задач, имеющих отношение к консолидации, можно выделить задачи по рациональному использованию консолидированной отчётности.
В то же время кодексами корпоративного управления предъявляются особые требования не только к достоверности консолидированной отчётности, но и к срокам ее представления. Их выполнение становится возможным только на основе автоматизации процессов формирования консолидированной отчётности.
Среди инструментальных средств, применяемых для решения задач консолидации, можно выделить следующие категории программных продуктов: электронные таблицы, заказные разработки, надстройки над учётными системами и специализированные информационные системы консолидации.
Электронные таблицы являются наиболее распространенным средством обработки количественных данных, в силу своих простоты, гибкости, доступности и удобства для пользователей. Однако при решении задач консолидации в крупных группах компаний их применение становится проблематичным, поскольку они не содержат встроенной «методической» функциональности и не рассчитаны на централизованное администрирование процессов и данных.
Что касается заказных разработок (программных продуктов, разработанных ИТ-службами компаний или сторонними разработчиками), то здесь в полной мере проявляются все проблемы такого рода проектов: значительные затраты времени на разработку, высокий риск неэффективности разработанного продукта, зависимость компании от небольшой группы разработчиков.
Допустимым вариантом автоматизации являются так называемые «надстройки», которые в том или ином виде разработаны практически для всех учётных систем. Тем не менее функциональность этих программных продуктов рассчитана, прежде всего, на небольшие группы компаний, с относительно несложной структурой владения.
Для крупных и сложных групп компаний практически единственным из возможных вариантов автоматизации является применение специализированных систем консолидации, являющихся составной частью комплексных систем управления эффективностью бизнеса. Их возможности связаны с реализацией двух групп функций, к которым относятся функции формирования консолидированной отчётности и функции аналитической обработки этой отчётности.
Первая группа функций связана с формированием консолидированной финансовой отчётности, т. е. с выполнением всех операций, необходимых для преобразования исходных данных в итоговый комплект отчётов. Можно выделить три основных этапа решения этой задачи.
Первый предусматривает сбор и выверку индивидуальной финансовой отчётности, т. е. отчётности отдельных предприятий, входящих в состав группы. Индивидуальная отчётность поступает в систему консолидации из учётных систем организации или учётных модулей систем управления ресурсами предприятия (ERP-систем). Эти данные могут вводиться в систему консолидации как вручную (в заранее подготовленные формы), так и автоматически (непосредственно из учётных систем, а также из электронных таблиц или хранилищ данных). Введенная информация группируется в разрезе аналитических направлений, к числу которых могут относиться статьи отчётности, периоды времени, валюты, организационные структуры и т. п.
Второй этап предусматривает трансформацию учётной информации из одной системы стандартов в другую. Это необходимо в тех случаях, когда требуется сформировать консолидированную отчётность в соответствии с международными стандартами на основе индивидуальной финансовой отчётности, составленной по национальным правилам. К числу операций, осуществляемых на этапе трансформации, относятся реклассификация статей отчётности, корректировка оценочных значений статей, начисление отдельных показателей. В информационной системе консолидации выполнение корректировочных записей осуществляется при помощи журналов, которые могут содержать записи как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне группы компаний (при этом типовые журналы могут храниться в виде шаблонов). Для консолидации отчётности в мультинациопальных группах, когда отдельные предприятия формируют отчётность в разных валютах, система поддерживает функции трансляции статей на основе заданных значений курсов валют.
Третий этап - выполнение процедур консолидации и формирование, итогового комплекта финансовых отчётов. Для этого в системах консолидации формируются специальные процедуры, которые настраиваются в соответствии с правилами расчета гудвилла, накопленного капитала, доли меньшинства и других показателей. Эти процедуры основаны на бизнес-правилах, позволяющих описать даже сложные расчетные алгоритмы, и запускаются после выполнения всех журнальных записей.
Помимо функций, обеспечивающих реализацию отдельных этапов, информационные системы консолидации обладают функциональными возможностями для централизованного управления всем процессом формирования консолидированной отчётности.
По завершении процесса формирования консолидированной финансовой отчётности она подлежит открытой публикации. Кроме того, консолидированная отчётность является важным информационным источником для менеджмента компании, из этого вытекает вторая группа функций систем консолидации, связанная с анализом консолидированной отчётности.
В этом отношении системы консолидации позволяют выполнить структурный анализ, анализ динамики отдельных статей, а также анализ на основе коэффициентов (соотношения отдельных показателей). Для обеспечения более сложных видов анализа, например, с применением статистического моделирования или методов интеллектуального анализа данных, консолидированная отчётность направляется для последующей обработки в системы внутрикорпоративного мониторинга и анализа.
Помимо «традиционной» роли информационных систем консолидации, которая заключается в формировании и анализе публичной консолидированной отчётности в соответствии с заданными стандартами, такие системы могут использоваться и для обработки управленческой информации - как фактической (данных управленческого учёта), так и бюджетной. Это, в частности, дает возможность децентрализации системы корпоративного планирования и бюджетирования. При децентрализованном подходе бюджетные модели (и соответствующие информационные системы) могут строиться не на уровне группы компаний в целом, а на уровне отдельных бизнес-единиц и даже отдельных предприятий, с последующим обобщением плановой информации при помощи системы консолидации.
Если система консолидации применяется для обработки управленческой информации, в качестве источников данных выступают учётные системы и системы бюджетного планирования. Сформированная консолидированная управленческая и бюджетная отчётность поступает в распоряжение менеджеров, а также может подвергаться дополнительной аналитической обработке.
Концептуальная модель системы консолидации финансовой отчётности включает два функциональных модуля: формирование и анализ консолидированной отчётности. Если задача консолидации ограничивается только публичной финансовой отчётностью, то информационные потоки модели включают учётную информацию (поступает из учётных систем на вход модуля формирования консолидированной отчётности), консолидированную финансовую отчётность (поступает из модуля формирования консолидированной отчётности в модуль анализа, другие корпоративные аналитические системы, а также внешним заинтересованным лицам) и результаты анализа консолидированной отчётности (передаются из модуля анализа в другие аналитические системы).
Если задача консолидации распространяется также и на управленческую отчётность, то на вход модуля формирования консолидированной отчётности поступают данные управленческого учёта, а сформированная консолидированная отчётность передается в модуль анализа и другие аналитические системы компании.
Когда процедуры консолидации охватывают не только фактические, но и бюджетные данные, возникает еще один информационный поток: передача бюджетных показателей из локальных систем планирования и бюджетирования на вход модуля формирования консолидированной отчётности.
В качестве общих выводов можно отметить возрастающую роль консолидированной финансовой отчётности как основного канала связи компаний с их заинтересованными лицами, а также необходимость информатизации процессов формирования и анализа консолидированной отчётности. При этом наиболее прогрессивным (а в некоторых случаях - и единственно возможным) инструментальным средством формирования и анализа консолидированной отчётности являются специализированные системы консолидации, имеющие целый ряд функциональных преимуществ по сравнению с электронными таблицами или заказными разработками.
Обладая развитыми характеристиками в части расчетной функциональности и масштабирования, они могут применяться не только для «традиционной» консолидации (для формирования консолидированной финансовой отчётности по заданным стандартам), но и для решения ряда управленческих задач, включая обобщение управленческой отчётности и консолидацию бюджетной информации. Это дает возможность рассматривать информационные системы консолидации не только в качестве средства автоматизации рутинных процедур, но и в качестве важного инструмента финансового анализа и стратегического менеджмента.
Литература
1. Беликов И. В, Вербицкий В. К. Корпоративное управление, его стандарты и их внедрение // Общество и экономика. 2005. № 10-11. С. 113-139.
2. Исаев Д. В. Business Performance Management: современный взгляд // Финансовая газета. 2009. № 10. С. 15; № 11. С. 14-15.
3. Умрихин С. А., Ильина Ю. В. Применение МСФО. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 432 с.
| |
Просмотров: 649 | |
Всего комментариев: 0 | |