Теория бухгалтерского учёта

 

Тема 9. Организация бухгалтерского учёта, его правовое и методическое обеспечение

 

В настоящее время сформировалась четырехуровневая система законодательного и нормативного обеспечения бухгалтерского учёта.

Первый (законодательный) уровень представлен федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учёта на предприятиях. Документами такого уровня являются Федеральные законы «О бухгалтерском учёте», «Об акционерных обществах» и др.

Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учёта. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учёту.

Третий (методический) уровень образуют инструкции, рекомендации и аналогичные методические указания по ведению бухгалтерского учёта, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учёта и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчётности, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и др.

Четвертый уровень составляют организационно-распорядительные документы, формирующие учётную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием или консультационными фирмами по заказу предприятия. Это приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учёту объектов или операций в организации.

Учётная политика – принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учёта: способов группировки и оценки хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации и т. д. Такое определение дано в Положении по бухгалтерскому учёту «Учётная полтика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 г. № 106н.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности ответственность за организацию бухгалтерского учёта возложена на руководителя предприятия (организации). Он должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учёта, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учёту, требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учёта документов и сведений.

Бухгалтерский учёт на предприятии осуществляется бухгалтерией, являющейся ее самостоятельным структурным подразделением (службой), или централизованной бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. При отсутствии бухгалтерской службы бухгалтерский учёт и составление отчётности могут производиться аудиторской фирмой или специалистом на договорных началах.

При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями предприятия необходимо решить вопрос о централизации или децентрализации учёта.

При централизации учёта учётный аппарат предприятия сосредоточен в главной бухгалтерии, в ней же осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учёта на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений предприятия (цехов, отделов и др.). В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.

При децентрализации учёта учётный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям предприятия, где осуществляется синтетический и аналитический учёт, и составляются балансы и отчётность заводов, цехов или отделов. Главная бухгалтерия в этом случае составляет сводный баланс и отчёты по предприятию, а также осуществляет контроль над постановкой учёта в отдельных подразделениях.

В некоторых организациях применяют частичную децентрализацию учёта, при которой законченный бухгалтерский учёт в подразделениях не ведется, и баланс не составляется.

Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учёта большое значение имеет разработка плана его организации.

План организации бухгалтерского учёта состоит из следующих элементов;

  • рабочий план счетов бухгалтерского учёта;
  • план документации;
  • план инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учётной информации;

-порядок осуществления контроля над хозяйственными операциями и др.

В соответствии с учётной политикой организация может использовать или типовые формы первичных документов, содержащиеся в альбоме унифицированных форм первичной учётной документации, или формы документов, разработанные организацией для внутренней бухгалтерской отчётности.

Контроль над хозяйственными операциями может осуществлять или самостоятельное структурное подразделение, наделенное контрольными функциями, или квалифицированный специалист, или специализированная профессиональная организация на договорной основе, или лично руководитель организации.

Под самостоятельным контрольным структурным подразделением организации понимается служба внутреннего аудита. Это подразделение представляет собой профессиональный контрольный орган, наделенный правом проводить по инициативе руководителей организации и от их имени финансовые проверки в головном предприятии, филиалах и дочерних предприятиях.

В задачи сотрудников внутреннего аудита могут входить: проверка бухгалтерской информации с точки зрения ее полноты, достоверности, юридической обоснованности; организация инвентаризаций, взаимных и встречных проверок, контроль над затратами, анализ информации управленческого характера, финансового состояния, представление руководителям организации результатов анализа и т.д. Главная цель службы внутреннего контроля - способствовать эффективной работе организации, укреплению ее финансового положения.

Альтернативой внутреннему аудиту является внешний аудит, который проводится специалистами профессиональной аудиторской фирмы (или самостоятельно работающим аудитором).

Главный бухгалтер обеспечивает контроль над движением имущества и выполнением обязательств. Поэтому от четкой организации материальной ответственности зависит в дальнейшем вся постановка бухгалтерского учёта на предприятии.

При правильной организации материальной ответственности усиливается контроль над движением товарно-материальных ценностей, так как работник, получивший ценности под отчёт и осуществляющий прием, хранение и отпуск этих ценностей, отчитывается за них перед бухгалтерией.

Впервые слова «бухгалтер» и «должность» появились в Австрии. Термин «бухгалтер» в переводе с немецкого (Buchhalter) означает книгодержатель, человек, регистрирующий хозяйственные операции или отвечающий за правильное ведение бухгалтерского учёта. В 1498 г. император Римской империи Максимилиан I скрепил своей подписью такое распоряжение: «Повелеваем делопроизводство нашей палаты, доверенного и прилежного писца, который ведет книги, отныне называть бухгалтером, каковым должен теперь быть Христоф Штехер».

Бухгалтер - это специалист, обладающий специальными навыками и образованием. Рассмотрим права и обязанности главного бухгалтера.

Главный бухгалтер назначается на должность или освобождается от должности руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. В случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером организации по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за осуществление таких операций.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учётной политики. Совместно с руководством организации им разрабатывается документ под названием «Учётная политика». Исходя из Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н, руководители организаций фиксируют в этом документе сгруппированные по элементам (направлениям) способы и методы бухгалтерского отчёта, регулируемые нормативными актами, но учитывающие особенности деятельности данной организации.

На основе установленных государством общих правил бухгалтерского учёта организации самостоятельно разрабатывают учётную политику для решения поставленных задач.

Учётная политика - это выбор организацией вариантов учёта и оценки объектов учёта, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учёта исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности (организационных, технологических, численности и квалификации учётных кадров, уровни технического оснащения учётных работников и др.).

В ПБУ 1/2008 под учётной политикой организации понимается выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.

При формировании учётной политики организация выбирает один способ ведения и организации бухгалтерского учёта из нескольких, допускаемых законодательными и нормативными актами.

Способы ведения бухгалтерского учёта, отобранные организацией при формировании учётной политики, применяют с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа всеми структурными подразделениями организации.

Вновь созданная организация оформляет избранную ею учётную политику до первой публикации бухгалтерской отчётности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Учётная политика организации может быть изменена в случаях:

  • реорганизации (слияния, разделения, присоединения организации);
  • смены собственников;
  • изменений в законодательстве РФ или в системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта в РФ; разработки новых способов бухгалтерского учёта.

На основе действующих общих правил ведения бухгалтерского учёта организация имеет право самостоятельно:

1. Устанавливать порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам в бухгалтерском и налоговом учёте.

2. Определять порядок списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции.

3. Относить или нет к материально-производственным запасам недорогие объекты.

4. Выбирать варианты учёта производственных запасов либо по фактической, либо по плановой себестоимости заготовления.

5. Выбирать способ группировки и списания затрат на производство при исчислении полной или неполной производственной себестоимости продукции.

6. Устанавливать способ учёта выпуска продукции (работ, услуг) с использованием или без использования счета 40 «Выпуск продукции».

7. Устанавливать метод оценки потребленных производственных запасов, произведенной готовой продукции и незавершенного производства и т.д.

В учётной политике приводится самостоятельно разработанный организацией рабочий план счетов на основе типового плана счетов. Выбирается форма бухгалтерского учёта, определяются сроки проведения инвентаризации.

Кроме этого, главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учёта.

Учёт должен быть технически оснащен, вестись с применением прогрессивных форм и методов, с соблюдением графиков учётных работ, инструкций по ведению бухгалтерского учёта всеми подразделениями бухгалтерии.

Распределение учётной работы между отдельными исполнителями требует от главного бухгалтера учитывать индивидуальные особенности и знания исполнителей.

И еще одна обязанность главного бухгалтера - это своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль над движением имущества и выполнением обязательств.

Для всех работников организации являются обязательными требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Возможен пооперационный принцип распределения труда между сотрудниками отделов.

В основе этого принципа лежит деление работы по однородности технических приемов. Наряду с известными достоинствами пооперационное разделение труда между бухгалтерами отделов может привести к обезличке, уменьшению ответственности при исполнении учётных работ.

Функциональное разделение работ в противоположность пооперационному позволяет иметь полное представление о ходе учётных работ, приближает к учитываемым объектам, создает условия для полной и равномерной загрузки каждого счетного работника. Однако при этом требуется больше работников.

Разработка должностных инструкций - важный этап в планировании учётных работ.

Должностные инструкции - это регламент, обеспечивающий целенаправленность труда работников. Должностные инструкции бухгалтеров разрабатывает главный бухгалтер организации совместно со специалистами после соответствующей подготовительной работы.

 

Назад * В оглавление

 

Телефон +7 (911) 923-22-98

 

E-mail:

 

Signor.Kursace@yandex.ru

 

DenisMCMLXXIV@yandex.ru