Главная » Статьи » Бухгалтерский учёт

Электронные счета-фактуры
© С.В. Разгулин
 
Какие принципы положены в основу перехода на составление счетов-фактур в электронном виде?
 
Переход на электронный документооборот счетов-фактур носит сугубо добровольный характер. Налогоплательщик может, как и прежде, продолжать составлять и выставлять счета-фактуры на бумажных носителях.
Важным моментом является то, что использование счетов-фактур в электронном виде не должно быть навязано продавцом (покупателем). В Налоговом кодексе РФ прямо указано, что счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки.
Налогоплательщики вправе самостоятельно определять, с кем из контрагентов им лучше использовать счета-фактуры в электронном виде, а с кем вести, как и раньше, бумажный документооборот. В случае, когда применяются электронные счета-фактуры, дублировать их на бумаге не требуется.
 
Каковы преимущества внедрения электронных счетов-фактур для организаций?
 
К преимуществам внедрения электронного документооборота счетов-фактур можно отнести ведение документооборота на безбумажной основе; снижение затрат на почтовые услуги; возможность оперативного поиска нужного документа в электронном архиве.
 
Что нужно сделать для «запуска» электронного документооборота счетов-фактур?
 
Необходимо принять ряд подзаконных актов. Напомню, что формы счетов-фактур, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж утверждаются Правительством РФ. В переходных положениях к Федеральному закону № 229-ФЗ предусмотрено, что до утверждения соответствующих документов к счетам-фактурам будут предъявляться ранее установленные требования. В постановление Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 необходимо внести изменения или принять новую редакцию.
 
Каков порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде?
 
При выставлении счета-фактуры в электронном виде с использованием телекоммуникационных каналов связи (ТКС) основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, является счёт-фактура:
- в электронном виде в утвержденном формате;
- подписанный ЭЦП продавца (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию либо приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени);
- выставленный и полученный по ТКС в соответствии с утверждаемым Порядком.
Счёт-фактура подписывается ЭЦП руководителя организации или лицами, уполномоченными соответствующим приказом (иным распорядительным документом) или доверенностью.
Покупатели в случае получения счетов-фактур в электронном виде по ТКС ведут электронный журнал учета полученных от продавцов электронных счетов-фактур с ЭЦП продавца и соответствующих подтверждений о дате получения счёта-фактуры, по мере их поступления, в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ во исполнение п. 8 ст. 169 НК РФ.
Продавцы в случае выставления электронных счетов-фактур по ТКС ведут электронный журнал учета выставленных покупателям электронных счетов-фактур с ЭЦП продавца и соответствующих подтверждений о дате их отправки в хронологическом порядке. Предполагается, что выставление и получение счетов-фактур в электронном виде по ТКС будет осуществляться через операторов электронного документооборота, предоставляющих услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между продавцом и покупателем.
 
Обязательно ли, чтобы у продавца и покупателя была одна и та же организация-оператор? 
 
Нет, не обязательно. Выставление и получение электронных счетов-фактур по ТКС может осуществляться через одного или нескольких операторов электронного документооборота. В этом случае операторы электронного документооборота должны взаимодействовать между собой.
При выставлении и получении таких счетов-фактур должны обязательно использоваться сертифицированные в соответствии с законодательством Российской Федерации средства криптографической защиты информации, позволяющие идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации. У сторон сделки должны быть совместимые технические средства и возможности для приема и обработки электронных счетов-фактур.
 
Каков алгоритм действий налогоплательщика, пожелавшего перейти на составление электронных счетов-фактур? 
 
Для участия в электронном документообороте продавцу (покупателю) необходимо:
- получить сертификаты ключей подписи руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сертификаты ключей подписи участникам электронного документооборота счетов-фактур выдаются организациями, которые выпускают сертификаты ключей подписи для использования в информационных системах общего пользования, выполняют функции, предусмотренные Федеральным законом от 10.01.02 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», и являются удостоверяющими центрами, входящими в сеть доверенных удостоверяющих центров ФНС РФ;
- оформить и представить оператору заявление об участии в электронном документообороте счетов-фактур по ТКС;
- получить у оператора идентификатор участника электронного документооборота, реквизиты доступа и другие данные, необходимые для подключения к нему электронных счетов-фактур по ТКС.
Продавец и покупатель обеспечивают хранение отправленных и принятых документов с ЭЦП совместно с применявшимся для формирования электронной цифровой подписи указанных документов сертификатом ключа подписи.
 
Как будет проводиться налоговая проверка электронных счетов-фактур? 
 
Регулирование отношений, связанных с составлением, выставлением, хранением, представлением счетов-фактур по требованию налогового органа, должно быть одинаковым независимо от технологии их составления.
Статья 93 НК РФ содержит положения об истребовании налоговыми органами документов в электронном виде. Налоговый орган вправе направить требование об их представлении в установленных Налоговым кодексом РФ случаях, в том числе о представлении электронных счетов-фактур.
У налогоплательщика есть право направить в инспекцию электронные документы, составленные согласно установленным форматам по ТКС. Такая процедура закреплена в новой редакции ст. 93 НК РФ-Проверка обоснованности расчета и уплаты налога проводится в общеустановленном порядке.
Категория: Бухгалтерский учёт | Добавил: Синьор-Курсаче (17.08.2014)
Просмотров: 721 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0