Главная » Статьи » Бухгалтерский учёт

Профессиональное суждение бухгалтера: что это?
© И. В. Евстратова
 
Профессиональное суждение бухгалтера можно определить, по аналогии с профессиональным суждением аудитора, как точку зрения бухгалтера, основанную на его знаниях, квалификации и опыте работы, которая служит основанием для принятия им субъективных решений в обстоятельствах, когда однозначно и жестко определить порядок его действий невозможно. Прежде всего, это те случаи, которые отражаются в учётной политике организации.
В соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 при формировании учётной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учёта выбирается один способ из нескольких, допускаемых законодательством и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учёту.
Если по конкретному вопросу способы ведения бухгалтерского учёта не установлены, то организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учёту, а также Международных стандартов финансовой отчётности. При этом иные положения по бухгалтерскому учёту применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
Сформированная бухгалтером позиция отражается в учётной политике организации. Кроме того, способы ведения бухгалтерского учёта, влияющие на оценку и принятие решении заинтересованными пользователями бухгалтерской отчётности, отражаются в бухгалтерской отчётности организации, как правило, в пояснительной записке.
Если по конкретному вопросу способы ведения бухгалтерского учёта не установлены, то организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учёту, а также Международных стандартов финансовой отчётности.
Если в последующем бухгалтер изменил свое мнение по затронутому, в учётной политике вопросу, то, чтобы иметь право применить свою новую позицию при отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учёте организации, следует внести изменения в учётную политику. Однако такое изменение должно удовлетворять требованиям п. 10 ПБУ 1/2008, т. е. оно может быть отражено в качестве изменения учётной политики в случаях:
изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту;
разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учёта (применение нового способа ведения бухгалтерского учёта предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и отчётности организации или меньшую трудоемкость учётного процесса без снижения степени достоверности информации);
существенного изменения условий хозяйствования, которое может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т. п.
Изменение учётной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном п. 8 ПБУ 1/2008. Помимо этого, необходимо выполнять требования п. 13-16 ПБУ 1/2008 об отражении последствий изменения учётной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств в бухгалтерской отчётности организации, а также п. 21-25 ПБУ 1/2008 о раскрытии информации об изменении учётной политики в пояснительной записке.
В частности, в случае изменения учётной политики организация должна раскрывать причину ее изменения и содержание изменений учётной политики. Решение об изменении учётной политики также может приниматься в целях обеспечения более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учёте и отчётности организации и в целях меньшей трудоемкости учётного процесса.
Указанные требования не распространяются на ситуации, с которыми бухгалтер в хозяйственной деятельности конкретной организации столкнулся впервые, т. е. в таких случаях речь идет о дополнениях учётной политики.
Однако дополнения также подлежат документальному оформлению (включению в состав действующей учётной политики) и утверждению приказом руководителя организации. Если учётная политика изменяется с начала отчётного года, то дополнения фактически действуют с момента отражения «новых» операций в бухгалтерском учёте, что должно быть закреплено в приказе.
Итак, профессиональное суждение бухгалтера, т. е. его мнение, касающееся отражения какой-либо хозяйственной операции в бухгалтерском учёте при отсутствии четких однозначных норм, регламентирующих порядок отражения в учёте этой операции, подлежит отражению в учётной политике организации и составляет ее основную содержательную часть.
Минфин России неоднократно отмечал, что при формировании аудиторского заключения аудитор должен оценивать также обоснованность принятой организацией учётной политики (например, письмо от 29.01.09 № 07-02-18/01). Насколько четко и грамотно сформирована учётная политика, в значительной степени зависит от профессионального суждения главного бухгалтера.
Учётная политика должна быть сформирована таким образом, чтобы регламентировать внутри конкретной организации сложные методологические вопросы. Данный документ будет являться как детальной инструкцией для сотрудников бухгалтерской службы, так и аргументом в общении с аудиторами, налоговыми органами и прочими лицами, заинтересованными в информации, содержащейся в бухгалтерской отчётности.
Следующей группой случаев, когда бухгалтеру требуется применить свое суждение, являются решения, принимаемые уже в ходе исполнения нормативных актов или положений учётной политики. Например, установление сроков полезного использования конкретных объектов основных средств, необходимость пересмотра оставшегося срока использования НМА, оценка вероятности погашения дебиторской задолженности при формировании резерва сомнительных долгов и т. п.
Помимо нормативных актов и методических указаний в данном случае границы «свободы» в принятии решений устанавливаются учётной политикой (например, в виде перечня случаев, когда возникает необходимость в принятии того или иного решения, критериев для оценки необходимости его принятия, рамок, в которых могут быть установлены количественные или стоимостные показатели), и уже на их основе бухгалтер делает выбор в каждой конкретной ситуации. Соответственно документальное оформление принятого решения (профессионального суждения) также зависит от индивидуальных особенностей конкретной ситуации. Например, согласно п. 27 ПБУ 14/2007 срок полезного использования нематериального актива ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения.
В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, срок его полезного использования подлежит уточнению.
Выбора, проводить или не проводить проверку срока полезного использования НМА, у бухгалтера нет, это требование установлено нормативным актом. Однако критерии оценки необходимости пересмотра ранее установленных сроков для конкретных объектов НМА организация определяет самостоятельно в своей учётной политике, и в частности, какое изменение периода использования актива является существенным.
Также в учётной политике следует закрепить порядок выполнения соответствующей процедуры (в данном случае, удобнее всего будет совместить уточнение сроков использования НМА с проведением годовой инвентаризации).
Далее организации следует уточнить сроки использования НМА. При годовой инвентаризации соответственно оформляется приказ о ее проведении, назначается комиссия, оформляются инвентаризационные и сличительные ведомости и т. д.
Результаты проверки ранее установленных сроков использования НМА могут быть оформлены в виде документа, в котором, в частности, указываются объекты НМА; по каким объектам срок полезного использования не изменился, а по каким - изменился; новый срок и причины его пересмотра.
Принятие решения на данном этапе относится к прерогативе главного бухгалтера организации, так как именно он обеспечивает соответствие осуществляемых организацией хозяйственных операций законодательству. При этом при принятии решения он может руководствоваться информацией, предоставляемой компетентными сотрудниками, подразделениями организации.
Однако в конечном итоге ответственность за организацию бухгалтерского учёта в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители компаний, поэтому сформированное главным бухгалтером профессиональное мнение (в рассматриваемой ситуации - документ, отражающий результаты проверки и уточнения ранее установленных сроков использования НМА) подлежит утверждению руководителем организации.
Как известно, основанием для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учёта являются первичные учётные документы. Другими словами, следует не только сформировать профессиональное мнение, принять решение и оформить его надлежащим образом, но и «воплотить в жизнь», отразив его результаты в первичных документах, соответствующих ситуации.
Для учёта нематериальных активов применяется «Карточка учёта нематериальных активов» по ф. № НМА-1. Сама ф. № НМА-1 не предусматривает изменения какого-либо показателя (в нашем случае срока полезного использования), однако в подобной ситуации унифицированную форму можно доработать и добавить недостающие графы, например, такие как «отчётный период» (на который происходит корректировка срока полезного использования объекта), «срок полезного использования после уточнения», «норма амортизации после уточнения». Такая возможность предусмотрена постановлением Госкомстата РФ от 24.03.99 № 20. При этом включение любого реквизита в унифицированную форму должно сопровождаться изданием приказа (распоряжения) по организации с указанием причины внесения дополнений в документ.
Таким образом, профессиональное суждение бухгалтера - это основание для принятия решений относительно порядка отражения конкретной хозяйственной операции в бухгалтерском учёте и отчётности организации.
Категория: Бухгалтерский учёт | Добавил: Синьор-Курсаче (21.08.2014)
Просмотров: 881 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0