Главная » Статьи » Бухгалтерский учёт

Расходы на продвижение компании на рынке
 © В. А. Липатова
 
Услуги по распространению информации о компании и производимой ею продукции, а также об используемых ею торговых марках могут выражаться в:
- проведении комплексных мероприятий, в том числе акций по продвижению продукции и (или) отдельных торговых марок, используемых компанией на рынке продукции, на согласованных рынках сбыта;
- разовых услугах по распространению информации о компании и (или) ее продукции как в различных, так и среди определенного сторонами круга лиц - целевая аудитория).
К рекламе не относятся:
- сведения, которые продавец должен сообщать потребителю;
- справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
- вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
- объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
- информация о товаре, его изготовителе, импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;
- любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
- упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, изготовителе или продавце, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Например, расходы на разработку и поддержание интернет-сайта не относятся к рекламным. Интернет является телекоммуникационной сетью, страницы которой создаются посредством компьютерных программ, следовательно, являются расходами на создание программы, которые учитываются в составе прочих. Названные расходы должны учитываться в течение срока использования сайта, который компания-владелец сайта должна самостоятельно утвердить (письмо УФНС России по г. Москве от 17.01.07 № 20-12/004121). Расходы же на размещение рекламных объявлений через Интернет относятся к рекламным (письмо Минфина России от 29.01.07 № 03-03-06/1/41).
К рекламе не относятся расходы на изготовление фирменных почтовых конвертов, содержащих информацию рекламного характера и предназначенных для ведения деловой переписки с партнерами. Они могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в части изготовления непосредственно почтовых конвертов. Затраты по нанесению (печати) на конверты информации рекламного характера не могут быть учтены в расходах на рекламу, так как не со-ответствуют понятию рекламы. Затраты на изготовление конвертов с указанием на них ссылки на сайт организации, а также затраты на изготовление визиток для со-трудников, на которых изображен логотип организации, не признаются рекламными расходами, поскольку эта информация предназначена для конкретных лиц (письмо Минфина России от 29.11.06 № 03-03-04/1/801).
Расходы на изготовление и размещение вывески будут признаваться рекламными в зависимости от размещенных на ней сведений. Организация, указавшая свое наименование на вывеске по своему местонахождению, не преследует рекламных целей. Вывеска обозначает место входа в занимаемое помещение, поэтому не может рассматриваться как реклама.
Вывески или объемные символы с наименованием организации, магазина либо офиса, устанавливаемые на фасаде или крыше здания, относятся к рекламным конструкциям, и расходы на их установку учитываются при уплате налога на прибыль.
В любом случае для признания расходов рекламными в целях налогообложения обязательным условием является направленность информации на неопределенный круг лиц. Если на материальных носителях поименованы получатели рекламной информации, то отсутствует элемент неопределенности, характерный для ее распространения. Порой для решения этого вопроса - адресная информация или нет - организациям приходится обращаться в суд.
 
Документальное оформление подтверждения расходов
 
Для обоснования и документального подтверждения расходов на продвижение продукции на рынке организация может утвердить маркетинговую политику и офор-мить организационно-распорядительные документы на рекламные мероприятия. Подтвердить расходы помогут служебные записки, отчёты, в которых указано на необ-ходимость заключения соответствующего договора.
Приведём примерный перечень документов, свидетельствующих о затратах на различные рекламные мероприятия:
реклама в периодических печатных изданиях - договор на оказание рекламных услуг, акт сдачи-приемки услуг, экземпляр печатного издания, в котором размещена реклама, либо его копия;
реклама в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах - договор на оказание рекламных услуг, акт сдачи-приемки услуг, эфирная справка;
наружная реклама - договор на оказание рекламных услуг, акт сдачи-приемки услуг (с указанием адресов размещения рекламных конструкций), фотоотчёты;
промоащии - договор на оказание рекламных услуг, акт сдачи-приемки услуг, смета на проведение промоакций, график мероприятий, фотоотчёты;
реклама в Интернете - договор на оказание рекламных услуг, акт сдачи-приемки услуг, справка о количестве размещенной информации;
реклама на транспортных средствах, в метро - договор на оказание рекламных услуг, акт сдачи-приемки услуг, фотоотчёты;
реклама, распространяемая по сетям электросвязи, безадресная почтовая доставка рекламных материалов - договор на оказание рекламных услуг, акт сдачи-приемки услуг;
участие в выставках, ярмарках, экспозициях - договор на оказание рекламных услуг, акт сдачи-приемки услуг;
раздача рекламных буклетов, брошюр, сувенирной продукции - накладная на получение сувенирной продукции от изготовителя, накладная на внутреннее перемещение, акт на списание, служебные записки ответственных лиц;
аренда имущества в рекламных целях (стенды, рекламные щиты) - передаточный акт.
Статьёй 12 Закона о рекламе установлено, что рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное. Организации целесообразно хранить документы не менее пяти лет.
В случае, если рекламные услуги оказываются по агентским договорам, затраты на рекламу подтверждаются на основании отчёта агента, в котором расшифровываются расходы и стоимость агентского вознаграждения. По всем расходам, указанным в отчёте, рекламный агент представляет удостоверяющие документы либо их копии. Иначе из-за отсутствия документального подтверждения принципал не сможет учесть рекламные затраты при исчислении налога на прибыль.
 
Бухгалтерский учёт
 
В бухгалтерском учёте затраты на рекламу не нормируются и могут включаться в расходы полностью в том отчётном периоде, к которому они относятся, если это пре-дусмотрено учётной политикой организации (пример 1).
 
ПРИМЕР 1
 
Организация заключила договор с рекламным агентством на изготовление и распро-странение (по согласованной адресной программе) рекламных буклетов в количестве 10 ООО шт. на сумму 70 800 руб., в том числе НДС (18 %) -10 800 руб., в декабре 2009 г. По итогам распространения изготовленных буклетов рекламное агентство представило акт выполненных работ и счет-фактуру на сумму договора.
В учёте организации произведены записи:
 
Д-т сч. 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», К-т сч. 51 «Расчётные счета» - 70800 руб. - перечислены денежные средства поставщику рекламных услуг;
Д-т сч. 44 «Расходы на продажу», К-т сч. 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» - 60000 руб. - отражены затраты по рекламной акции;
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», К-т сч. 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» - 10800 руб. - отражен НДС по рекламной акции;
Д-т сч. 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», К-т сч. 51 «Расчётные счета» - 70800 руб. - перечислены денежные средства поставщику рекламных услуг;
Д-т сч. 68 «Расчёты по налогам и сборам», К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - 10800 руб. - принят к вычету НДС по рекламной акции.
Предположим, что рекламное агентство оказало услуги только по изготовлению рекламных буклетов на сумму 70 800 руб., в том числе НДС (10 800 руб., а распространением буклетов занимались сотрудники организации в рамках исполнения должностных обязанностей.
В этом случае буклеты будут оприходованы на счете 10 «Материалы», а затем выданы сотрудникам по накладным (требованиям-накладным, лимитно-заборным картам и пр.), на основании которых будет осуществляться списание.
Следует подчеркнуть, что используется именно счет 10, а не счет 41 «Товары», поскольку товары -это часть ТМЦ, предназначенная для продажи в целях получения прибыли. Раздача рекламных материалов не предполагает не только извлечения при-были, но даже окупаемости понесенных затрат.
Рекламную продукцию нельзя назвать материалами в «чистом виде», поскольку материалы - это ТМЦ, которые после некоторой обработки и переработки формируют готовую продукцию. При этом следует учесть, что на счете 10 «Материалы» отра-жаются не только материалы, но и другие группы ТМЦ, например, запчасти, тара и т. п. Поэтому отражение рекламных материалов на данном счете и, соответственно, в строке «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» бухгалтерского баланса логичнее, чем по строке «Товары». Тем не менее при формировании отчётности в случае существенности суммы рекламной продукции, учитываемой по данной строке, следует отразить это в пояснительной записке и показать стоимость рекламных материалов в специальной самостоятельной строке баланса, отдельно от сырья и от товаров.
В учёте производятся следующие записи:
 
Д-т сч. 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», К-т сч. 51 «Расчётные счета» - 70800 руб. - перечислены денежные средства поставщику рекламных буклетов;
Д-т сч. 10 «Материалы», К-т сч. 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» - 60000 руб. - оприходованы полученные от поставщиков буклеты;
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям», К-т сч. 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» - 10800 руб. - отражён НДС по полученным буклетам;
Д-т сч. 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», К-т сч. 51 «Расчётные счета» - 70800 руб. - перечислены денежные средства поставщику рекламных буклетов;
Д-т сч. 68 «Расчёты по налогам и сборам», К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям» - 10800 руб. - принят к вычету НДС по полученным и оплаченным рекламным буклетам;
Д-т сч. 44 «Расходы на продажу», К-т сч. 10 «Материалы» - 60000 руб.- отражена стоимость выданных сотрудникам буклетов.
 
Последняя операция будет отражаться столько раз, сколько раз будет производиться выдача буклетов сотрудникам. До момента выдачи следует обеспечить количественный учёт буклетов.
Можно отразить в учёте выдачу и распространение буклетов другим способом (с большим количеством действий):
 
Д-т сч. 71 «Расчёты с подотчётными лицами», К-т сч. 10 «Материалы» 60000 руб. - переданы рекламные материалы для раздачи сотрудникам в ходе промоакции;
Д-т сч. 44 «Расходы на продажу», К-т сч. 71 «Расчёты с подотчётными лицами» - 60000 руб. - включена в коммерческие расходы стоимость распространенных буклетов.
Если распространены не все буклеты, то оставшуюся часть следует оприходовать: Д-т сч. 10 «Материалы», К-т сч 71 «Расчёты с подотчётными лицами»
 
Налогообложение
 
Налог на прибыль. По общему правилу расходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. Если ка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами установить нельзя, компания сама определяет затраты.
Признание рекламных затрат зависит от того, к какому виду они относятся. Расходы на рекламу, которые представляют собой оплату сторонним организациям за оказанные услуги, признаются в налоговом учёте на одну из следующих дат: дату расчётов в соответствии с договором, дату предъявления документов, служащих основанием для расчётов, т. е. дату составления этих документов, или последнее число отчётного (налогового) периода.
Такой порядок применим к расходам на размещение рекламы в СМИ, Интернете, на транспортных средствах, участие в выставках, вознаграждение рекламного агента и т. д. Как правило, организации включают стоимость названных услуг в расходы на дату подписания актов приемки-передачи
Стоимость аренды имущества в рекламных целях (рекламные щиты, стенды) включается в расходы на последнее число отчётного (налогового) периода.
Материальные ценности, используемые в рамках рекламной кампании (рекламные листовки, буклеты, образцы продукции, вручаемые призы), учитываются при налогообложении прибыли после фактической передачи на основании актов расхода материалов.
Отдельно поясним порядок признания рекламных расходов, связанных с созданием объекта основных средств (рекламного стенда, щита и т. п.), используемого в рекламных целях. Если приобретенная или созданная организацией рекламная конструкция соответствует критериям п. 1 ст. 256 НК РФ, она признается амортизируемым имуществом. Ее стоимость учитывается в составе рекламных расходов путем начисления амортизации.
Электрифицированные рекламные конструкции различных форматов относятся к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти лет и до десяти лет включительно (код ОКОФ 14 3699000).
Помимо основных средств, в рекламных целях могут быть приобретены исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (видеоролики, аудиозаписи). Такие произведения транслируются в теле- или радиоэфирах, в кинотеатрах перед показом фильмов, во время выставок и т. д. Порядок налогового /чета указанных исключительных прав зависит от того, в течение какого срока организация планирует использовать аудиовизуальное произведение. Когда предпола-гаемый срок использования превышает 12 месяцев, стоимость приобретения (создания) исключительных прав признается нематериальным активом. Затраты на его приобретение включаются в рекламные расходы через начисление амортизации. Если организация планирует транслировать произведение менее года, то его стоимость признается при налогообложении прибыли равномерно в течение срока использования произведения.
Затраты на рекламу в налоговом учёте включаются состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Все расходы на рекламу для целей налогообложения прибыли подразделяются на ненормируемые, которые учитываются для целей налогообложения прибыли в полном размере, и нормируемые, которые учитываются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС и акцизов.
К нормируемым относятся расходы на: полиграфическую рекламу (на производство и распространение рекламной полиграфической продукции, кроме брошюр и каталогов); сувенирную рекламу; видео- и аудиорекламу; телефонную рекламу; почтовую рекламу; транспортную рекламу; рекламу в местах продаж (на создание, установку и эксплуатацию джумби, мобилей, воблеров и иных муляжей на аромарекламу); проведение конкурсов и лотерей; уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании на выставках.
К ненормируемым относятся остальные рекламные расходы, в том числе на: рекламу в СМИ (телевидение, радио, печатные СМИ, Интернет); производство рекламных брошюр и каталогов различного вида; интернет-рекламу; наружную рекламу; организацию ярмарок и выставок; оформление витрин, демонстрационных залов, комнат с торговыми образцами; проведение рекламных акций (связанных с распродажами, «бесплатной» передачей товаров в рекламных целях с предоставлением скидок); проведение промоакций (пример 2).
 
ПРИМЕР 2
 
В рамках рекламной акции (январь - март) организация осуществила следующие расходы (без НДС):
60000 руб. - печать и раздача рекламных буклетов;
20000 руб. - размещение рекламных статей в СМИ;
80000 руб. - расходы на участие в выставке;
15000 руб. - расходы на сувенирную продукцию, розданную посетителям выставки.
При этом выручка организации за I квартал составила 3000000 руб. без НДС.
Из указанного перечня к нормируемым относятся расходы на печать и раздачу буклетов (60000 руб.) и расходы на сувенирную продукцию, распространенную на выставке (15000 руб.). Всего нормируемых расходов - 75000 руб., норматив -30000 руб. (3000000 руб. • 0,01).
Это означает, что для целей налогообложения прибыли можно принять всего 30000 руб. в составе расходов из 75000 руб., что на 45000 руб. меньше потраченных денежных средств. Всего в I квартале расходы на рекламу для целей налогообложения прибыли составят 130000 руб. (20000 + 80000 +30000).
В бухгалтерском учёте расходы будут приняты в полном объеме в размере 175000 руб., что приведет к возникновению вычитаемой временной разницы и отложенного налогового актива.
Размер отложенных налоговых активов (ОНА) за I квартал составляет 9000 руб. (45000 руб. х х 20 %). Они отражаются следующими записями:
 
Д-т сч. 09 «Отложенные налоговые активы», К-т сч. 68 «Расчёты по налогам и сборам» - 9000 руб. - начислен ОНА.
При налогообложении прибыли за год, т. е. по окончании налогового периода, возможны две ситуации.
 
Ситуация 1. По итогам года нормируемые расходы на рекламу не превысили норматив от годовой выручки и составили 45 000 руб. (ОНА - 9 000 руб.).
В этом случае при признании расходов на рекламу в целях налогообложения прибыли по окончании налогового периода в бухгалтерском учёте погашаются вычитаемые временные разницы и отложенные налоговые активы:
Д-т сч. 68 «Расчёты по налогам и сборам», К-т сч. 09 «Отложенные налоговые активы» - 9000 руб. - отражено погашение ОНА.
 
Ситуация 2. По итогам года сохранилось превышение фактических нормируемых расходов на рекламу над годовым нормативом. Рассмотрим два возможных варианта.
 
Вариант 1. По итогам года нормируемые расходы на рекламу превысили норматив от годовой выручки и составили 50 ООО руб., а отложенный налоговый актив (ОНА) соответственно 10 ООО руб. (50000 руб. • 20 %), т. е. увеличился на 1000 руб. Согласно п. 17 ПБУ 18/02 отложенный налоговый актив при выбытии актива, по которому он был начислен, списывается в сумме, на которую не будет уменьшена налогооблагаемая прибыль как отчётного периода, так и последующих отчётных периодов.
В учёте это отражается записью:
 
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки», К-т сч. 09 «Отложенные налоговые активы» - 10000 руб. - списан начисленный ранее ОНА.
 
Вариант 2. По итогам года нормируемые расходы на рекламу превысили норматив годовой выручки и составили 30000 руб., а отложенный налоговый актив (ОНА) соответственно 6000 руб. (30000 руб. • 20 %), т. е. уменьшился на 3000 руб.
В учёте производятся следующие бухгалтерские записи:
 
Д-т сч. 68 «Расчёты по налогам и сборам», К-т сч. 09 «Отложенные налоговые активы» 3000 руб. - отражено погашение ОНА;
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки», К-т сч. 09 «Отложенные налоговые активы» - 6000 руб. - списан начисленный ранее ОНА.
 
В течение года можно отражать разницы, возникающие в результате превышения нормативов, как постоянные, а не как временные. В этом случае размер постоянного налогового обязательства (ПНО) по итогам I квартала составляет 9000 руб. (45000 руб. • 20 %):
 
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки», К-т сч. 68 «Расчёты по налогам и сборам» - 9000 руб. - начислено ПНО.
 
Налог на добавленную стоимость. Если предусмотрена раздача рекламных сувениров, призов, каталогов на безвозмездной основе, то возникает вопрос с уплатой НДС. НДС не начисляется на рекламные сувениры, расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 руб. Получается, что если недорогие сувениры и подарки не включаются в налоговую базу, то подарки стоимостью более 100 руб. следует облагать НДС.
Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении операций, освобождаемых от обложения НДС, в том числе при передаче в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., к вычету не принимаются и учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Следовательно, суммы НДС, уплаченные при приобретении (создании) рекламной продукции стоимостью до 100 руб. за единицу, используемой при передаче неопределенному кругу лиц в рекламных целях, могут быть учтены организацией при исчислении базы по налогу на прибыль в стоимости этой рекламной продукции (письма УФНС России по г. Москве от 10.01.07 № 19-11/741. 19.04.07 № 19-11/36204).
Суммы НДС. уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операции, облагаемых этим налогом, подлежат вычетам, но если для целей обложения налогом на прибыль расходы принимаются по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размерах согласно этим нормам.
Что касается сумм НДС, относящихся к сверхнормативным расходам на рекламу, которые в отчётных периодах не включаются в расходы при исчислении нага на прибыль, то такие суммы к вычету не принимается. При этом вышеуказанные суммы НДС при неотении налога на прибыль в составе расходов не учитываются. Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода, поэтому сверхнормативные расходы на рекламу, которые не были учтены налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль организаций в одном отчётном периоде, могут быть учтены в последующих отчётных периодах календарного года.
Суммы НДС по сверхнормативным расходам на рекламу, не принятые к вычету в одном налоговом периоде календарного года, принимаются к вычету в тех налоговых периодах, в которых данные расходы принимаются в целях исчисления налога на прибыль (письмо Минфина России от 06.11.09 № 03-07-11/285) (пример 3).
 
ПРИМЕР 3
 
Организация в марте приобрела 200 шт. призов по 59 руб., в том числе НДС (18 %) - 9 руб. Все сувениры были распространены в марте. В учёте произведены бухгалтерские записи:
 
Д-т сч. 10 «Материалы», К-т сч. 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» - 11800 руб. - оприходованы сувениры, полученные от поставщика;
Д-т сч. 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», К-т сч. 51 «Расчётные счета» - 11800 руб. - перечислены деньги за полученные сувениры;
Д-т сч. 44 «Расходы на продажу», К-т сч. 10 «Материалы» - 11800 руб. - списаны сувениры после распространения
 
Рассмотрим случай, когда стоимость сувениров превышает 100 руб. за единицу (пример 4).
 
ПРИМЕР 4
 
Организация в марте приобрела 200 шт. призов по 129 руб. 80 коп., в том числе НДС (18 %) - 19 руб. 80 коп. Все сувениры были распространены в марте.
В бухгалтерском учёте организации отражены операции:
 
Д-т сч. 10 «Материалы», К-т сч. 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» - 22000 руб. - оприходованы сувениры, полученные от поставщика;
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», К-т сч. 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» - 3960 руб. - отражен НДС по оприходованным сувенирам;
Д-т сч. 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», К-т сч. 51 «Расчётные счета» - 25960 руб. - перечислены деньги за полученные сувениры;
Д-т сч. 68 «Расчёты с бюджетом», К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям» - 3960 руб. - предъявлен НДС к вычету из бюджета;
Д-т сч. 44 «Расходы на продажу», К-т сч. 10 «Материалы» - 22000 руб. - списаны сувениры после распространения;
Д-т сч. 44 «Расходы на продажу», К-т сч. 68 «Расчёты по налогам и сборам» - 3960 руб. - начислен НДС по безвозмездно переданным сувенирам, подлежащий уплате в бюджет.
Категория: Бухгалтерский учёт | Добавил: Синьор-Курсаче (26.10.2014)
Просмотров: 567 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0