Главная » Статьи » Бухгалтерский учёт

Учёт государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий
 © С.М. Бычкова, И.А. Миронова
 
Статью надлежит читать с учётом данной поправки и последующих уточнений
 
Одной из особенностей деятельности сельскохозяйственных предприятий является то, что практически каждое из них получает субсидии и субвенции из бюджетов всех уровней. Поэтому почти на каждом сельскохозяйственном предприятии существует такой объект учёта, как государственная поддержка (помощь).
Согласно ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи» государственная помощь признается как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).
ПБУ 9/99 «Доходы организации» определяет, что «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».
Таким образом, полученные средства бюджетного финансирования, поступившие на безвозвратной основе, относятся к доходам предприятия, а значит, имеют прямое отношение к формированию финансового результата и являются базой при расчёте единого сельскохозяйственного налога.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком; прибылью для российских предприятий признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с настоящей главой. В соответствии со ст. 250 НК РФ государственная поддержка, полученная предприятием, относится к прочим внереализационным доходам. Поскольку налоговое законодательство направлено на формулирование чётких понятий о формировании налоговой базы, необходимо выяснить, входит ли такой доход, как господдержка, в структуру доходов, подлежащих налогообложению, или является исключением из них. Пунктом 14 ст. 250 НК РФ предусмотрено, что внереализационными доходами налогоплательщика, подлежащими обложению налогом на прибыль, признается целевое финансирование, использованное не по назначению (за исключением бюджетных средств). Здесь же указано, что «в отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации».
Кроме того, к доходам, не облагаемым налогом на прибыль, относят в соответствии с п. 19 ст. 251 НК РФ:
• поступления в виде стоимости полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счёт средств бюджетов всех уровней;
• целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья): целевые поступления из бюджета, использованные получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учёт доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (согласно п. 2 ст. 251 НК РФ). Таким образом, независимо от целевого или нецелевого использования средства государственной поддержки, полученные сельскохозяйственными предприятиями, не имеющими льгот по налогу на прибыль организаций, не подпадают под действие ст. 25 НК РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», несмотря на то что входят в структуру внереализационных доходов предприятия.
Согласно новому порядку исчисления единого сельскохозяйственного налога учёт государственной поддержки в этих целях осуществляется аналогично исчислению базы по налогу на прибыль, т. е. не признаётся доходом, увеличивающим налогооблагаемую базу.
При организации бухгалтерского учёта государственной поддержки (помощи) прежде всего следует решить вопросы, связанные с порядком учёта начисленных и поступивших сумм бюджетного финансирования, отражения их в бухгалтерском учёте и отчётности и отнесением их на финансовый результат по объекту учёта и временному периоду.
Средства государственной поддержки из бюджетов всех уровней, получаемые на безвозвратной основе, относятся к целевому финансированию и учитываются на счёте 86 «Целевое финансирование». Аналитический учёт средств, поступивших в счёт государственной поддержки, ведется по источникам и видам этих средств, например, счёт 86-1 «Учёт субсидий из федерального бюджета на поддержку отечественного овцеводства», счёт 86-2 «Учёт дотаций из республиканского бюджета на овцеводство» и т. д.
Существует два способа учёта средств бюджетного финансирования. При использовании первого способа поступление денежных средств и средств в неденежной форме отражается по дебету соответствующих счётов (51 «Расчётные счета», 52 «Валютные счета», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме» и т. д.) и по кредиту счёта 86 «Целевое финансирование».
Второй способ учёта государственной поддержки, рекомендованный Министерством сельского хозяйства РФ, предполагает возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам по мере доведения лимитов по средствам финансирования из бюджета. По мере получения средств уменьшают задолженность по средствам и одновременно увеличивают счета учёта денежных средств и пр. Составляются следующие записи:
 
Д-т сч. 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. «Расчёты с бюджетом по субсидиям», К-т сч. 86 «Целевое финансирование» - отражена сумма лимита по субсидиям из бюджета;
 
Д-т сч. 51 «Расчётные счета», К-т сч. 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» - отражено поступление средств финансирования из бюджета.
 
Средства государственной поддержки в итоге списываются на счета прибыли. В зависимости от экономического содержания полученных средств финансирования происходит признание этих средств как прибыли.
Составляются следующие записи: полученные средства признаются как доходы будущих периодов. Запись делается на момент принятия выделенных средств в производство (списание на затраты ТМЦ, начисление заработной платы и т. д.):
 
Д-т сч. 86 «Целевое финансирование», К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов»;
 
средства государственной поддержки признаются прибылью: Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов», К-т сч. 91 «Прибыли и убытки».
 
Если средства государственной поддержки выделены на финансирование внеоборотных активов, то данная сумма списывается на доходы отчётного периода пропорционально начисленной амортизации в течение всего срока эксплуатации приобретенных (произведенных) основных средств.
Если за счёт бюджетных средств финансировались текущие расходы, к которым относятся, например, субсидии на производство льна и конопли, на поддержку элитного семеноводства, на развитие животноводства (племенное дело, овцеводство и т. д.), то списание происходит в момент принятия к учёту соответствующей готовой продукции.
 
Пример. Согласно уведомлениям о бюджетных обязательствах хозяйству в текущем финансовом году причитается дотация на молоко. Делается запись:
 
Д-т сч. 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. «Расчёты с бюджетом по субсидиям», аналитический счёт «Дотация на молоко», К-т сч. 86 «Целевое финансирование», аналитический счёт «Дотация на молоко» на сумму 150000 руб.
 
Согласно выписке банка на счёт предприятия поступила часть причитающихся средств в сумме 30 000 руб. Составляется запись:
 
Д-т сч. 51 «Расчётные счета», К-т сч. 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», аналитический счёт «Дотация на молоко» - 30000 руб.
 
Полученные средства были направлены на приобретение медикаментов для основного стада. Поступившие медикаменты списаны в производство. Составляются записи:
 
Д-т сч. 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», К-т сч. 51 «Расчётные счета» - 30000 руб.;
 
Д-т сч. 10 «Материалы», К-т сч. 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» - 30000 руб.;
 
Д-т сч. 20 «Основное производство», субсч. 2 «Животноводство», К-т сч. 10 «Материалы» - 30000 руб.;
 
Д-т сч. 86 «Целевое финансирование», К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов» - 30000 руб.
 
При оприходовании молока составляются записи:
 
Д-т сч. 43 «Готовая продукция», К-т сч. 20 «Основное производство», субсч. 2 «Животноводство» - 50000 руб.;
 
Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов», К-т сч. 91 «Прибыли и убытки» - на сумму, пропорциональную произведенной продукции.
 
Приведённая схема записей по учёту бюджетного финансирования применяется в том случае, если средства финансирования в денежной или неденежной форме были получены непосредственно предприятием. Кроме непосредственного субсидирования сельских товаропроизводителей путем перечисления денежных средств (передачи товарно-материальных ценностей) прямо на предприятие, существует форма компенсации стоимости некоторых ресурсов, осуществляемая путем направления финансовых средств предприятиям-поставщикам, производящим определенные материальные ресурсы.
Государственная поддержка может оказываться в виде компенсации части стоимости определенных видов ресурсов (корма, минеральные удобрения и т. д.). Такая компенсация осуществляется путем оплаты стоимости ресурсов непосредственно их производителю.
Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с учётом бюджетных ссуд и кредитов. Учёт средств, выделенных из бюджета сельскохозяйственным предприятиям на возвратной основе (товарный кредит, лизинг за счёт средств бюджета, прочие бюджетные кредиты (кроме налогового)), согласно ПБУ 13/2000 осуществляется как учёт кредитов и займов:
 
в случаях, когда кредит дается на срок менее 1 года: Д-т сч. 51 «Расчётные счета», К-т сч. 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам»;
 
если срок погашения кредита более одного года: Д-т сч. 51 «Расчётные счета» (или соответствующие счета учёта активов), К-т сч. 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам».
 
Как правило, при учёте лизинговых операций приобретенные основные средства учитываются по дебету счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счётом учёта поставщиков.
Начисление процентов за пользование бюджетным кредитом (в любой его форме) осуществляется по схеме:
 
Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» (или сч. 91 «Прочие доходы и расходы»), К-т сч. 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (или сч. 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам»).
 
При возврате кредита и уплате процентов составляются записи:
 
Д-т сч. 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (или сч. 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам»), К-т сч. 51 «Расчётные счета».
 
В последнее время широкое распространение приобрело получение субсидий из бюджетов разных уровней на компенсацию части процентной ставки за пользование коммерческими кредитами. Учёт таких средств тоже имеет ряд особенностей.
Если предприятие получает средства из бюджета на компенсацию части процентной ставки по коммерческим кредитам, в соответствии со способом финансирования составляются записи:
1) средства на компенсацию перечисляются на предприятие:
 
Д-т сч. 51 «Расчётные счета», К-т сч. 86 «Целевое финансирование» - на сумму полученных бюджетных средств, предназначенных на эти цели;
 
Д-т сч. 86 «Целевое финансирование», К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» - на сумму льготного процента в момент оплаты банку;
 
2) средства на компенсацию перечисляются непосредственно в банк, проценты за пользование кредитом начисляются по стандартной схеме в сумме, перечисленной самим предприятием, без учёта льготы. Составляются записи:
 
Д-т сч. 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (или сч. 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам»), К-т сч. 86 «Целевое финансирование» - на сумму части процентов, перечисленных финансовыми органами банку за предприятие;
 
Д-т сч. 86 «Целевое финансирование», К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» - на сумму льготного процента в момент оплаты банку.
 
Основанием для взаимозачёта в этом случае должно послужить авизо (извещение) финансового органа или органа управления сельского хозяйства о сумме перечисления субсидии за сельскохозяйственное предприятие.
 
Второй вариант учёта процентной ставки для целей анализа более приемлем, так как данные о перечисленных в банк средствах можно увидеть в бухгалтерском учёте и отчётности, что невозможно сделать при первом варианте учёта.
Аналитический учёт бюджетных средств, полученных на возвратной основе, ведется соответственно на счетах 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» по предоставленным кредитам.
Все средства государственной поддержки, начисленные и поступившие на сельскохозяйственные предприятия, должны быть отражены в финансовой (бухгалтерской) отчётности. Согласно ПБУ 13/2000 остаток средств по счёту учёта средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства». В Отчёте о прибылях и убытках доходы, сформировавшиеся за счёт средств господдержки, учитываются, как уже указывалось выше, в составе внереализационных доходов. В формах отчётности сельскохозяйственных предприятий, утвержденных приказом Минсельхоза России от 15.01.02 № 4, в разделе, отражающем внереализационные доходы, существует отдельная строка «Субсидии из бюджетов всех уровней». В структуре чрезвычайных доходов - «Субсидии из бюджетов по чрезвычайным ситуациям».
Таким образом, нормативно-правовая база по бухгалтерскому и налоговому учёту государственной поддержки на сельскохозяйственных предприятиях позволяет учитывать средства бюджетного финансирования в полном объёме.
Категория: Бухгалтерский учёт | Добавил: Синьор-Курсаче (11.09.2014)
Просмотров: 841 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0