Главная » Статьи » Бухгалтерский учёт

Учёт скидок в розничной торговле

Скидки на продаваемые товары

 

Очевидно, что скидки радуют покупателей, а рост продаж - продавцов. Но у последних возникает проблема учёта этих продаж. Она решается в зависимости от учётной политики организации.

Учётная политика предполагает выбор вариантов, ориентированных на условия учёта товаров по покупным ценам и на выбор схемы стоимостного (суммового) учёта или натурально-стоимостного (количественно-суммового) учёта товаров.

Рассмотрим возможные варианты.

1. Если товары учитываются по покупным ценам в условиях стоимостной схемы, когда фиксируется общий объем товарной массы, то составляются традиционные записи:

Д-т сч. 50 «Касса», К-т сч. 90-1 «Выручка»

фиксируется выручка по продажным ценам, уменьшенная на величину скидки, т. е. фактически уплаченные покупателем деньги;

Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж»,

К-т сч. 41-2 'Товары в розничной торговле»

списываются проданные товары по учётным ценам (они не уменьшены на скидку).

В результате по кредиту счета 90 «Продажи» прибыль окажется на величину скидки меньше, чем предполагалось.

Если учёт велся без разделения по ассортименту, то возможно просто фиксировать реальную выручку по счету 50 «Касса» и в адекватной сумме списывать проданные товары с кредита счета 41-2 «Товары в розничной торговле». В этом случае счет 41-2 «Товары в розничной торговле» становится смешанным: по дебету делаются записи по фактическим затратам на приобретаемые товары, а по кредиту - списываемые товары по продажным ценам. Они в подавляющем большинстве случаев, как правило, выше покупных. Отсюда между оценкой дебетовых и кредитовых оборотов возникает несопоставимость, которая устраняется по окончании отчётного периода, когда путем снятия натуральных остатков и их оценки в денежном измерителе устанавливается конечное сальдо по счету 41-2 «Товары в розничной торговле». Складывая сальдо начальное и дебетовый оборот по этому счету и вычитая из него конечное сальдо, бухгалтер определяет себестоимость проданных товаров. Если она больше, чем сумма, отраженная за отчётный период, то разница доначисляется, если меньше - сторнируется. В этом случае не надо прибегать к выделению в учёте потерь от предоставленных скидок. Эти потери органически увеличивают (уменьшают) себестоимость продаж и тем самым позволяют на счете 90 «Продажи» показать фактический финансовый результат.

2. Если товары учитываются по продажным ценам, то возникают дополнительные сложности. В этом случае прежде всего на кассовом аппарате (контрольно-кассовой машине) следует использовать специальные счетчики на каждый процент скидок (сколько скидок, столько и счетчиков).

Запись на оприходование выручки будет та же, что и в предыдущем случае, но списание товаров потребует несколько иных записей. Рассмотрим их на примере.

Пример 1. Выручка магазина от продажи товаров составила:

а) товаров по полной цене - 50000 руб.;

б) товаров, проданных со скидкой 10%, - 3600 руб. На всю выручку составляется запись:

Д-т сч. 50 «Касса», К-т сч. 90-1 «Выручка»

53600 руб.

Кассир должен зафиксировать по специальным кассовым счетчикам суммы предоставленных скидок. Эту величину необходимо отметить в книге кассира-операциониста и внести в кассовый отчёт, что позволит сопоставить данные товарных и кассовых отчётов.

Затем необходимо установить стоимость проданных товаров по учётным (продажным) ценам. Для этого делается следующий расчет: 3600 руб. : 90 • 100 = 4000 руб. Таким образом, списание общей стоимости проданных товаров оформляется записью:

Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж»,

К-т сч. 41-2 'Товары в розничной торговле»

54000 руб.

В результате на счете 90 «Продажи» в этом случае будет дебетовое сальдо - 400 руб. Это потери от упущенной потенциальной прибыли - результат предоставленных покупателям скидок. Возможны два варианта их отражения.

Вариант 1 - разность списывается ежедневно:

Д-т сч. 42 «Торговая наценка»,

Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж».

На практике достаточно часто предпочитают иной вариант записи:

Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж», К-т сч. 42 «Торговая наценка».

В этом случае искажается кредитовый оборот по счету 42 «Торговая наценка», так как уничтожается часть наценки на поступившие товары.

Вариант 2 - разность списывается по окончании отчётного периода. Записи составляются те же, что и при варианте 1.

По окончании отчётного периода счет 90 «Продажи» будет иметь кредитовое сальдо, так как продажные цены выше покупных (за исключением очень редких случаев), но, отражая валовой доход от продажи товаров, оно будет меньше ожидаемой прибыли. Предполагается, что без скидок этот доход был бы больше.

3. Если товары учитываются по покупным или продажным ценам, но в условиях натурально-стоимостной схемы, при которой фиксируется движение товаров по отдельным наименованиям в натуральном и стоимостном измерителях, то во всех случаях необходима фиксация продаваемых товаров по ассортименту, как правило, специальные устройства считывают штрих-коды, и параллельно идет регистрация по видам скидок. При этом в учёте возможны также два варианта.

Вариант 1 - продажи в разрезе скидок привязываются к конкретным видам товаров. Работа достаточно трудоемкая и вряд ли оправданная. Однако некоторые администраторы полагают, что в этом случае усиливается контроль как за списанием товаров, так и за их уценкой в разрезе предоставленных скидок.

Вариант 2 - отпуск проданных товаров ведется в разрезе наименований, но уценка накапливается в течение дня. В этом случае нет преимуществ, возникающих при варианте 1, но уменьшается трудоемкость работы торговых работников.

 

Особенности учёта продаж по дисконтным картам

 

Многие магазины применяют локальную систему безналичных платежей с помощью дисконтных карт, организацию учёта работы с которыми рассмотрим на примере 2.

Пример 2. Покупателю продана дисконтная карта за 11800 руб., в том числе НДС 1 800 руб. Эта карта обязывает магазин продавать товары покупателю со скидкой 10%. По этой операции делаются записи:

Д-т сч. 50 «Касса»,

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

11 800 руб.

Сумма (11800 руб.) представляет собой аванс, полученный от покупателя в счет предстоящей продажи товаров, поэтому согласно п. 1 ст. 162 НК РФ она включается в налоговую базу по НДС. Начислена бюджету задолженность по НДС:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

1 800 руб.

Обычно в этом случае рекомендуется дебетовать счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», уменьшая задолженность. Однако исходя из

целей бухгалтерского учёта удобнее открыть субсчет к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», так как кредиторская задолженность включает и НДС.

В бюджет перечислена задолженность по налогу:

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», К-т сч. 51 «Расчетные счета»

1 800 руб.

Рассмотрим учёт продажи товаров.

Предположим, что за день товаров продано на 1 000 руб., при этом их покупная стоимость составляет 580 руб., наценка - 420 руб. Если товары продаются держателю дисконтной карты, то ему предоставляют скидку 10 %, т. е. 900 руб. (1 000 руб. • 0,9).

Если товары учитываются по покупным ценам, то составляются следующие записи:

1) отражена выручка за проданные товары:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», К-т сч. 90-1 «Выручка»

900 руб.;

2) списаны проданные товары:

Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж»,

К-т сч. 41-2 «Товары в розничной торговле»

580 руб.;

3) начислен с суммы продаж НДС:

Д-т сч. 90-3 «Налог на добавленную стоимость», К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

137 руб.

В стоимости проданных товаров (900 руб.) заложен НДС в сумме 137 руб. (900 : 118 - 18);

4) сторнируется НДС, ранее начисленный при получении аванса:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», [

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

137 руб.;

5) отражается финансовый результат:

Д-т сч. 90-9 «Прибыль/убыток от продаж», К-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

183 руб.

Сумма прибыли (183 руб.) слагается из выручки (900 руб.), уменьшенной на себестоимость проданных товаров (580 руб.) и НДС (137 руб.).

Если же товары учитываются по продажным ценам, то схема записей примет иной вид, но результат будет тот же:

1) отражена выручка:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», К-т сч. 90-1 «Выручка»

900 руб.;

2) списаны проданные товары:

Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж»,

К-т сч. 41-2 «Товары в розничной торговле»

1 000 руб.;

3) начислен с суммы продаж НДС:

Д-т сч. 90-3 «Налог на добавленную стоимость», К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

137 руб.;

4) сторнируется НДС, начисленный ранее с полученного аванса:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

137 руб.;

5) списывается реализованная торговая наценка:

Д-т сч. 42 «Торговая наценка»,

Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж»

420 руб.

На практике часто делают запись: Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж»,

К-т сч. 42 «Торговая наценка»

420 руб.;

6) отражается финансовый результат:

Д-т сч. 90-9 «Прибыль/убыток от продаж», К-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

183 руб.

Сумма прибыли (183 руб.) также слагается из выручки (900 руб.) и расходов: продажная стоимость товаров (1 000 руб.) и НДС (137 руб.). После того как учётная продажная стоимость проданных товаров будет доведена до покупной путем списания торговой наценки на проданные товары (420 руб.), общие расходы, связанные с продажей товаров, составят 717 руб., а конечная прибыль -

183 руб. (результат, аналогичный учёту товаров по покупным ценам).

Это совпадение возникает в том случае, если на торговом предприятии используется схема натурально-стоимостного (количественно-суммового) учёта товаров. Однако в розничной торговле преобладает схема стоимостного (суммового) учёта, когда ассортиментный разрез товарной массы в бухгалтерском учёте не раскрывается. Хотя финансовые результаты будут более точными в первом случае (натурально-стоимостной учёт по продажным ценам), при применении стоимостного учёта (второй случай) конечное сальдо счета 41 «Товары» определяется путем инвентаризации и вносится в дебет счета. При этом потери от предоставленных скидок могли смешиваться с недостающими товарами. Исправить данное положение может только использование специальных счетчиков.

 

Продать или подарить?

 

Что касается расходов, связанных с продажей «бесплатных товаров» (при покупке холодильника в придачу дают утюг и др.), то торговые и налоговые работники трактуют такие сделки как следствие двух договоров: купли-продажи (холодильник как выполнение договора купли-продажи), а утюг как следствие договора дарения.

Смысл подобных сделок заключается в том, что каждая из них представляет собой единый комплекс, присущий договору купли-продажи. Договор дарения к этому не имеет отношения, ибо, если бы это было не так, работники магазина могли бы кому-нибудь отдельно дарить утюги. Но они их «дарят», если только продают весьма дорогостоящие вещи. Это не дарение, а скидка с цены двух предметов, причем в условиях свободного рынка: как правило, в цене основного товара может быть заложена и цена товара-«подарка», который на самом деле не подарок, а сбываемый по случаю неходовой товар. Поэтому речь в подобных случаях идет только о договоре купли-продажи. Подведя утюг и другие многочисленные случаи под «подарки», налоговые органы хотят получить НДС с проданных ценностей, которые подводят под объект договора дарения. Но, как было показано, в этом случае дарения не было, и, следовательно, база для подобного налогообложения отсутствует.

На самом деле в подобных случаях имела место или продажа одного товара со скидкой, или за назначенную продавцом стоимость продан комплект из двух товаров. При этом и продавец, и покупатель согласны с тем, что без товара А не может быть продан (куплен) товар Б.

Итак, введение в практику скидок создает определенные трудности для анализа хозяйственной деятельности магазина, так как, показывая в балансе величину товарных запасов и предусматривая продажу со скидками, торговые работники не знают реальный стоимостной объем этих запасов. Это связано с тем, что руководству заранее не известна доля товаров, которая будет продана дешевле (со скидкой), а следовательно, невозможно точно исчислить показатель ликвидности. Хотя он и так всегда не вполне точный, но если магазин предоставляет скидки, то эта приблизительность возрастёт.

Категория: Бухгалтерский учёт | Добавил: Синьор-Курсаче (21.08.2019)
Просмотров: 217 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0