Главная » Статьи » Бухгалтерский учёт

Учёт в организациях, оказывающих информационные услуги

В последнее время увеличивается число компаний, основным видом деятельности которых является оказание информационных услуг. Такие услуги оказывают фирмы, специализирующиеся в области изучения общественного мнения, маркетинга; информационные агентства, предоставляющие информацию с фондовых и валютных рынков всего мира; юридические, аудиторские организации и др. Для оказания информационных услуг во многих случаях используются возможности всемирной сети Интернет.

Активному распространению в Российской Федерации этого вида услуг способствует то, что данный вид деятельности не требует получения лицензии в соответствии с Федеральным законом от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

 

Нормативное регулирование оказания информационных услуг

 

Оказание информационных услуг регулируется требованиями гл. 39 Гражданского кодекса РФ. К договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о договорах подряда и бытового подряда (ст. 783 ГК РФ).

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1. ст. 779 ГК РФ). Договор должен выполняться исполнителем лично, если иное не предусмотрено договором. В тексте договора необходимо указать как срок его действия, так и конкретные сроки оказания информационных услуг.

Вопросы конфиденциальности и эксклюзивности оказываемых информационных услуг не регулируются законодательно. Поэтому следует урегулировать эти вопросы при составлении договора. При этом могут использоваться обычаи делового оборота, в соответствии с которыми не эксклюзивная информация, которая может быть получена из общедоступных источников, заказчиком не оплачивается. Положения о конфиденциальности предоставляемой информации, включаемые в текст договора, могут быть следующими:

обе стороны обязаны соблюдать конфиденциальность;

конфиденциальность обязан соблюдать только исполнитель;

конфиденциальность обязан соблюдать только заказчик.

Одним из существенных условий договора является возможность передачи сторонами полученной информации третьим лицам как на возмездной, так и на безвозмездной основе (возможности дальнейшего распространения полученной информации).

Указание места осуществления информационных услуг в тексте договора важно главным образом для гражданского оборота. Для целей налогообложения место реализации услуг определяется в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.

 

Особенности налогообложения информационных услуг

 

В соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются

в процессе осуществления деятельности организации.

Реализация услуг на территории Российской Федерации облагается налогом на добавленную стоимость (п. 1 ст. 146 НК РФ). Согласно ст. 148 НК РФ местом реализации услуг признается территория Российской Федерации, если:

услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации;

деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации;

реализация услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг). Так, например, обложению НДС подлежат информационные услуги, оказанные зарубежным информационным агентством (исполнителем) зарубежному клиенту (заказчику) на территории зарубежных государств, но относящиеся к движимым и недвижимым объектам, находящимся на территории Российской Федерации. На практике такие услуги часто оказываются при покупке иностранным юридическим или физическим лицом собственности на территории Российской Федерации.

В договоре на оказание информационных услуг желательно указывать не только место оказания услуг, но и их характер. Так, например, услуги зарубежным заказчикам могут быть оказаны на территории иностранного государства сотрудником, командированным российским информационным агентством. Хотя информационные материалы могут быть подготовлены в Российской Федерации, фактическое оказание услуг, т. е. передача результатов, произойдет зарубежом. Если же в договоре указано, что собственно услугой является сбор и подготовка информации, в этом случае местом оказания услуг будет Российская Федерация.

 

Оформление первичных документов при оказании информационных услуг

 

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учёт.

К учёту принимаются первичные учётные документы, составленные по унифицированной форме. Если же унифицированной формы для документа не предусмотрено, организация имеет право разработать ее самостоятельно. При этом первичный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование; дату составления: наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Документами, подтверждающими место оказания информационных услуг, являются:

контракт (договор), заключенный с иностранными или российскими юридическими или физическими лицами;

документы, подтверждающие факт оказания услуг (акт приема-передачи).

 

Бухгалтерский учёт информационных услуг

 

В соответствии с п. 5 и 6 Положения по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н, поступления от оказания услуг являются доходом от обычных видов деятельности. Выручка принимается к учёту в сумме, равной величине поступления денежных средств и (или) величине дебиторской задолженности, определяемых исходя из цены, установленной договором между исполнителем и потребителем.

В бухгалтерском учёте признание выручки от реализации информационных услуг отражается записью:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», К-т сч. 90 «Продажи», субсч. «Выручка».

При поступлении денежных средств от заказчиков производится запись:

Д-т сч. 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные

счета», К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Начисление налога на добавленную стоимость отражается записью:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. «Налог на добавленную стоимость»,

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по НДС» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. «Расчеты по НДС»).

При реализации информационных услуг населению организация должна начислить налог с продаж (ст. 349 НК РФ). При этом производится бухгалтерская запись:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. «Налог с продаж», К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по налогу с продаж».

От налога с продаж освобождены следующие виды информационных услуг (ст. 350 НК РФ):

услуги, оказываемые образовательными учреждениями и связанные с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом;

услуги, оказываемые кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию;

услуги, оказываемые коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Расходы, связанные с оказанием информационных услуг по заключенным договорам в рамках обычных видов деятельности, в соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн, являются расходами по обычным видам деятельности.

В бухгалтерском учёте прямые и косвенные расходы, связанные с оказанием услуг, отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с соответствующими счетами (10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.). При оказании услуг с привлечением сторонней организации учёт расчетов ведется с использованием счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Одновременно с признанием выручки себестоимость оказанных услуг списывается с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж». Финансовый результат от продажи товаров (работ, услуг) определяется ежемесячно и списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». Производится запись:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. «Прибыль/убыток от продаж», К-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

отражен финансовый результат - прибыль от реализации информационных услуг;

или Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки», К-т сч. 90 «Продажи», субсч. «Прибыль/убыток от продаж» - отражен убыток от реализации информационных услуг.

Организации, оказывающие значительное количество информационных услуг разным клиентам, могут применять позаказный метод учёта затрат на производство. В этом случае к счету 20 «Основное производство» на каждый заказ открываются соответствующие субсчета, на которых собираются документально подтвержденные затраты, относящиеся к данному конкретному заказу. Так, к прямым расходам на оказание информационных услуг относятся расходы на бумагу и канцтовары, использованные при оформлении информации, аналитических данных; затраты труда сотрудников, относящиеся к конкретному заказу; расходы на получение информации, которая затем будет передана заказчику, и др.

К косвенным расходам относятся заработная плата управленческого и обслуживающего персонала; амортизация основных средств; расходы на содержание и обслуживание средств связи; расходы на рекламу и т. п. После обобщения косвенных расходов по местам возникновения и экономическому содержанию их распределяют согласно принятой базе. Базу распределения целесообразно оговорить в учётной политике организации. При реализации информации наиболее удобными базами распределения являются заработная плата сотрудников и сумма выручки от реализации заказа. Распределение косвенных расходов по заказам оформляется бухгалтерской справкой.

 

Пример 1. Информационным агентством выполнены два заказа: заказ 1 - по обеспечению клиента информацией о биржевых котировках на Лондонской бирже; заказ 2 - на предоставление клиенту информации о ценах на недвижимость в Испании. Заработная плата сотрудников, занятых поиском и обработкой соответствующей информации, по 1-му заказу составила 10000 руб., по 2-му заказу - 15000 руб. Величина косвенных расходов, связанных с эксплуатацией средств связи и их амортизацией, а также заработная плата управляющего и начальников отделов, уборщиц офисного помещения, водителей и охраны составила 20000 руб. В этом случае на 1 рубль заработной платы приходится 80 коп. косвенных расходов: 0,8 руб. [20000: (10000 + + 15000)].

Следовательно, величина косвенных расходов, отнесенных на 1-й заказ, составит 8000 руб. (10000 • 0,8), а отнесенных на 2-й заказ, - 12000 руб. (15000 • 0,8).

 

Информационные агентства часто сталкиваются с ситуацией, когда сходная или одинаковая информация реализуется нескольким заказчикам одновременно. В этом случае возможны различные варианты расчета себестоимости каждого заказа.

 

Пример 2. При получении и обработке аналитических данных информагентство понесло следующие расходы: на заработную плату и социальное страхование -12000 руб.;

на канцелярские принадлежности, бумагу, расходные материалы для оргтехники - 9000 руб.; косвенные расходы - 15600 руб. Полученные аналитические данные использованы при оказании информационных услуг трем клиентам (А, В, С). Иных операций в отчётном периоде не совершалось. Аналитические данные передаются клиентам по электронным каналам связи. Объемы переданной при оказании услуг информации в соответствии с условиями договоров измеряются в килобайтах (кБ). Заказчикам передано: заказчику А - 200 кБ; заказчику В - 100 кБ; заказчику С - 60 кБ.

В соответствии с условиями договоров заказчиками уплачено (без учёта НДС): заказчиком А - 24000 руб.; заказчиком В - 12000 руб.; заказчиком С - 7200 руб.

1-й вариант учёта затрат, приходящихся на каждый заказ: Общая сумма затрат составила: 36600 руб. (12000 + 9000 + 15600).

Общее количество реализованных при оказании информационных услуг аналитических данных: 360 кБ (200 + 100 + 60).

Рассчитанная себестоимость 1 кБ данных- 101,67 руб. Затраты, приходящиеся на заказы (с учётом округления): А - 20334 руб.; В - 10167 руб.; С - 6099 руб.

2-й вариант учёта затрат, приходящихся на каждый заказ: Общая сумма затрат составила: 36600 руб. (12000 + 9000 + +/5600/

Общая выручка от реализации информационных услуг составила (без учёта НДС): 43200 руб. (24000 + /2000 + + 7200/

Затраты, приходящиеся на заказы (с учётом округления): А - 20334 руб.; В - 101667 руб.; С - 6099 руб.

 

Организации, оказывающие информационные услуги, как правило, используют для хранения и обработки данных электронно-вычислительную технику. При этом нередки случаи повреждения или утраты информации из-за несанкционированного внедрения в компьютеры программ-вирусов, а также иных сбоев в работе вычислительной техники.

Убытки, которые несет организация в таких случаях, в соответствии с п. 13 ПБУ 10/99 могут быть отнесены в состав чрезвычайных расходов. Эти расходы отражаются в бухгалтерском учёте на счете 99 «Прибыли и убытки». Затраты на восстановление поврежденных или утраченных массивов данных также отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки». К таким затратам могут быть отнесены: стоимость услуг сторонних организаций, суммы, выплаченные специалистам, осуществлявшим восстановление баз данных, и т. п.

Категория: Бухгалтерский учёт | Добавил: Синьор-Курсаче (24.10.2019)
Просмотров: 225 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0