Главная » Статьи » Бухгалтерский учёт

Управленческий учёт в торговых предприятиях
  © А.А.Корпусов, И.И.Коновалов
  
Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий показывает, что более эффективно работают предприятия, использующие управленческий учёт как самостоятельную функцию системы управления предприятием в совокупности со всеми присущими ей подсистемами прогнозирования, планирования, нормирования, бюджетирования, анализа и учёта.
Подобную систему управления, включая управленческий учёт, применяют, как правило, крупные торговые предприятия.
В системе управления особая роль отводится управленческому учёту, функции которого связаны с другими подсистемами управления торговым предприятием.
Главная задача управленческого учёта - обеспечить совместно с другими подсистемами управления рост рентабельности каждого подразделения торгового предприятия.
На этапе выбора поставщиков товаров определяются поставщики с наиболее выгодными для торгового предприятия условиями поставки товаров. Так, поставщики товаров предлагают три варианта отпускных оптовых цен и расчётов:
• вывоз товаров транспортом торгового предприятия и расчёты за товары по ценам «франко-склад» поставщика;
• доставка товаров транспортом поставщика и расчёты отдельно за товары по отпускным ценам поставщика и транспорт;
• доставка товаров транспортом поставщика и расчёты за товары по отпускным ценам поставщика, включая расходы по доставке товара.
Наиболее предпочтителен третий вариант цен и расчётов, так как он позволяет отказаться от содержания собственного транспорта и не требует ведения бухгалтерского учёта транспортных расходов.
Наравне с управленческим учётом используются такие подсистемы управления предприятием, как прогнозирование и планирование. Их задача состоит в определении ассортимента товаров по каждой торговой секции на основании изучения покупательского спроса, его изменений по сезонам, объемов закупок по сортам, моделям, размерам товаров. С учётом указанных условий с поставщиками заключаются договоры на поставку товаров.
На втором этапе на основе данных управленческого учёта для каждой торговой секции разрабатываются бизнес-планы.
Бизнес-планы содержат следующие показатели: основные - объем продаж товаров (товарооборот), численность работников, валовой доход, расходы, прибыль; производные - объем продаж товаров (товарооборот) на 1 кв.м. торговой площади, на одного работника торгового отдела, секции.
В соответствии с бизнес-планами принимаются решения о нецелесообразности иметь нерентабельные подразделения.
Проекты бизнес-планов разрабатываются с учётом изменившихся условий работы торговых секций по сравнению с предшествующим годом: изменением ассортимента товаров, покупных и продажных цен, величины расходов, размеров торговых площадей и др. Управленческий учёт помогает выбрать оптимальные решения в целях увеличения доходов и сокращения расходов. В бухгалтерском учёте выручка отражается бухгалтерскими записями:
 
Д-т сч. 50 «Касса», К-т сч. 90 «Продажи» - поступление выручки в кассы торговых секций по данным счётчиков кассовых аппаратов;
Д-т сч. 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», К-т сч. 90 «Продажи» - выручка по безналичным расчётам на основании расходных документов о продаже товаров организациям.
 
Обработку данных о доходах (выручке) ведет информационно-вычислительный центр, который ежедневно выдает для контроля оперативную сводку по отделам и секциям, а по отчётным периодам - сводные данные о доходах (выручке) за соответствующий период с начала года.
В уменьшение доходов (выручки) на аналитические счёта торговых отделов и секций списываются расходы, учитываемые на счёте 44 «Расходы на продажу»:
 
Д-т сч, 44 «Расходы на продажу»:
К-т сч. 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» - на сумму начисленной заработной платы;
К-т сч. 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению» - на сумму отчислений от заработной платы по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников;
К-т сч. 02 «Амортизация основных средств» - на сумму амортизационных отчислений от эксплуатации основных средств;
К-т сч. 10 «Материалы» - на сумму использованных упаковочных и других материалов, включая списание изношенной спецодежды и малоценных предметов (инвентаря).
 
Если возникают расходы в целом по торговым отделам (цеховые расходы, например, по текущему ремонту помещений), то эти расходы распределяются между секциями данного отдела пропорционально суммам заработной платы работников секций. Аналогично поступают и с расходами по управлению универмагом. В последнее время отпала необходимость учёта расходов по завозу товаров и их распределению между проданными и остатками, так как поставщики стоимость доставки товаров (транспортные расходы) включают в отпускные цены товаров.
Отдел экономического анализа с участием информационно-вычислительного центра осуществляет экономический анализ выполнения каждым подразделением предприятия бизнес-планов.
Анализ фактических доходов и расходов по установленным показателям бизнес-планов ведется с использованием поправочных коэффициентов на цены товаров, трудоемкость обслуживания покупателей, размещение торговых площадей и ряд других особенностей работы торговых отделов и секций. Таким образом достигается соизмеримость рассчитываемых показателей работы торговых отделов и секций.
Категория: Бухгалтерский учёт | Добавил: Синьор-Курсаче (21.08.2014)
Просмотров: 497 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0