Главная » Статьи » Практика аудита

Организация проверки кассовых операций
© Н.Г. Иванов
 
Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учёта и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчётности во всех существенных аспектах.
Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом.
Аудиторская проверка кассовых операций может быть организована в такой последовательности:
инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;
проверка правильности документального оформления операций;
проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;
аудиторская проверка правильности списания денег в расход;
проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;
проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учёта;
оформление результатов проверки.
При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учёта в организации. О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать такие факты:
отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных ревизий (инвентаризаций) кассы;
наличие признаков формального проведения ревизий кассы (например, одни и те же лица в ревизионной комиссии);
отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы;
отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на другого работника без письменного распоряжения руководителя организации;
отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;
предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо руководителя организации и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации.
Низкая оценка эффективности внутреннего контроля потребует увеличения объемов аудита и усиления внимания к данному участку проверки.
 
Инвентаризация кассы
 
Прибыв на место проверки, аудитор может сразу провести инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег из других источников, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир предоставляет для проверки последний кассовый отчёт и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчёт и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или несписанных в расход денег.
Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывают кассир и главный бухгалтер организации. Акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.
Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой аудитору необходимо выяснить:
обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы;
имеется ли для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф;
застрахована ли касса организации;
соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа). Так, в Порядке ведения кассовых операций установлено, что ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся у руководителей предприятий. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте;
соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам.
Если штатным расписанием организации не предусмотрена должность кассира, его обязанности могут быть возложены на другого штатного работника с его согласия и при обязательном заключении с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности.
 
Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе
 
Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями организации.
Организации обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. По организации, не представившей расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность - сверхлимитной (п. 2.5 Положения). К аудиторской проверке должна быть представлена справка банка об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение 3 рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности работникам организации (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 5 дней).
Если отсутствует справка банка об установлении лимита остатка кассы или выявлены случаи превышения лимита, аудитор предупреждает клиента о возможных штрафных санкциях, установленных Указом Президента РФ от 23.05.94 № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», а именно:
за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности;
на руководителей организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда.
 
Проверка правильности, своевременности, полноты оприходования наличных денежных средств в кассе и расходования наличных денежных средств из кассы
 
Денежные средства могут поступать в кассу из банков, от работников организации в оплату каких-либо услуг, как остатки неиспользованных авансов и др.
Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег). Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки погашаются надписью «аннулировано» и хранятся подклеенными к корешкам чеков.
Направления использования денежных средств и их целевое назначение организация определяет по своему усмотрению. Владельцы счета на обороте денежных чеков указывают целевое назначение получаемых денежных сумм. Согласно действующему законодательству меры ответственности к организациям, допустившим нецелевое использование денег, полученных в банке, не предусмотрены. Однако коммерческие банки могут проверять целевое использование организациями полученных в банках денежных средств и при необходимости предъявлять к ним соответствующие требования (инструктивное письмо ЦБ РФ от 16.03.95 № 14-4/95).
Аудитор должен тщательно проверить полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производства, общественного питания, услуг вспомогательных и обслуживающих производств, жилищно-коммунального хозяйства. При этом следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчётами, накладными и счетами (счетами-фактурами) по реализации продукции (работ, услуг).
Аудиторская практика показывает, что наибольшее число нарушений при расходовании средств из кассы связано с денежными выплатами работникам и подотчётными суммами.
Заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности, премии выдаются из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным и расчетно-платежным ведомостям, которые подписывают руководитель организации и главный бухгалтер. Все выплаты должны быть персонифицированы и содержать подпись получателя денег. Возможна выдача денег по доверенности, в этом случае кассир делает запись «по доверенности», а саму доверенность прикрепляет к ведомости.
При проверке правильности выплаты денег по платежным ведомостям следует установить, все ли внесенные в них лица являются работниками данной организации.
Для предупреждения подобных нарушений отдел кадров должен визировать платежные ведомости до выплаты денег по ним.
Остановимся подробнее на проверке операций по выдаче денег из кассы в подотчёт. Подотчётными лицами считаются работники организации, получившие авансом наличные суммы денежных средств из кассы на предстоящие командировочные, представительские расходы, а также для оплаты хозяйственных (канцелярских, почтово-телеграфных) расходов, а также расходов, связанных с приобретением материалов по мелкому опту в розничной торговле, и других хозяйственных расходов. В бухгалтерском учёте подотчётные суммы отражаются на счете 71 «Расчеты с подотчётными лицами».
Порядок ведения кассовых операций (п. 11) регламентирует, что лица, получившие наличные деньги подотчёт, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они были выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчёт об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Аудитор проводит соответствующие процедуры, чтобы выяснить, своевременно ли в организации закрывают подотчётные суммы. Если проверкой будет выявлено, что подотчётные суммы числятся за получившим их работниками дольше установленного срока, то аудитору нужно получить письменные объяснения от соответствующих должностных лиц. Следует также предупредить и работников бухгалтерии, и подотчётное лицо о необходимости включить непогашенную подотчётную сумму в совокупный налогооблагаемый доход гражданина.
Все случаи неполного набора документов по расходным кассовым операциям должны быть зафиксированы аудитором. По ним подсчитывают итог, который соизмеряют с кредитовым оборотом по счету 50 «Касса» для определения уровня существенности ошибок.
Рассмотрим также проверку соблюдения предельного размера расчётов наличными деньгами с юридическими лицами и проверку соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин.
Правила осуществления расчетов в России устанавливает ЦБ РФ (ст. 4 Федерального закона от 08.07. 2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ» Руководствуясь этой нормой, ЦБ РФ устанавливает предельные размеры расчётов наличными деньгами. В настоящее время максимальная сумма наличного платежа равна 100000 рублей.
В ходе проверки аудитор выявляет случаи превышения расчета наличными средствами между организациями и своевременно информирует руководителя о возможных санкциях.
В соответствии с Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» при ведении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации все организации (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) обязаны применять контрольно-кассовые машины (ККМ). Исключение из этого порядка допускается только для организаций, включенных в Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.06.93 № 745 (с учётом последующих изменений и дополнений). В этот Перечень, например, включены следующие организации (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица):
оказывающие услуги населению при условии выдачи ими документов строгой отчётности;
реализующие газеты и журналы, а также сопутствующие товары в газетно-журнальных киосках;
реализующие ценные бумаги;
реализующие лотерейные билеты;
торгующие на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях палаток, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и приспособленных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
Например, клиент аудиторской фирмы приступил к новому виду деятельности - реализации туристических путевок как туроператор. Он обратился к аудиторской фирме с вопросом: надо ли использовать ККМ при приеме наличных денег за реализованные путевки? Ответ аудиторской фирмы был отрицательным, так как организация реализует туристические путевки ф. ТУР-1, которые являются бланками строгой отчётности. Значит, ККМ можно не применять. Получение денег в этом случае оформляется приходным кассовым ордером.
При денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) ККМ, допускаемые к использованию на территории России и внесенные в Государственный реестр ККМ. Все ККМ подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации.
Организации, использующие ККМ для учёта выручки, ведут книгу кассира-операциониста. В ней обязательно фиксируют показания счетчика ККМ на начало и конец рабочего дня, а также сумму поступившей за день выручки. Если в организации используют несколько ККМ, на каждую из них должна быть заведена книга кассира-операциониста. Для проверки полноты оприходования выручки через ККМ аудитор сверяет на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира-операциониста, кассовой книги. Одновременно он проверяет, сделаны ли на полученные суммы записи по счетам учёта реализации.
Категория: Практика аудита | Добавил: Синьор-Курсаче (20.08.2014)
Просмотров: 1710 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0