Главная » Статьи » Правовые статьи

Камеральная налоговая проверка
© Ю. М. Лермонтов, консультант Минфина России
 
Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также документов о его деятельности, имеющихся у налогового органа.
При этом, как указывается в Определении Конституционного суда РФ от 12.07.06 № 266-0, налогоплательщик не обязан одновременно с подачей налоговой декларации представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета.
На практике налогоплательщики могут столкнуться с ситуацией, когда представительные органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают перечень документов, который должен быть представлен в налоговые органы вместе с декларацией. Минфин России в письме от 10.12.08 № 03-11-04/3/556 разъяснил, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает права представительных органов местного самоуправления устанавливать перечень документов, которые должны прилагаться к декларации (расчету) в целях проведения камеральной проверки. Поэтому при наличии таких требований налогоплательщик вправе обратиться в суд для признания нормативно-правового акта органа местного самоуправления не соответствующим Налоговому кодексу РФ.
 
В каких случаях за камеральной проверкой последует выездная
 
Инспектор проверяет декларацию, а также документы, которые должны быть представлены вместе с ней. В результате проверки сотрудник налогового органа может выявить ошибки в налоговой декларации (расчете); противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах; несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
В этом случае о выявленных обстоятельствах сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В приказе ФНС РФ от 14.10.08 № ММ-3-2/467@ установлены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок. В документе приведены обстоятельства, которые могут послужить основанием для проведения выездной проверки.
Так, например, может быть проведена выездная проверка, если налоговый орган установит, что:
налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
бухгалтерская или налоговая отчётность на протяжении нескольких налоговых периодов содержит убытки;
налоговая отчётность содержит значительные суммы налоговых вычетов за определенный период;
темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;
финансово-хозяйственная деятельность на основе договоров, заключенных с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов»), ведётся без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
уровень рентабельности по данным бухгалтерского учета значительно отклоняется от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
финансово-хозяйственная деятельность ведется с высоким налоговым риском.
 
Истребование документов
 
Если налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговые органы, то он должен представить необходимые пояснения. При этом у него есть право дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учёта и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию и расчёт).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 12.07.06 № 267-0, в случае обнаружения при проведении камеральной проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений: документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Также они должны заблаговременно уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководителем налогового органа.
Но если в налоговой декларации (расчёте) налоговый орган не выявил никаких ошибок либо противоречий, то он не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительных документов. К такому выводу пришел, в частности, ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 25.05.09 № АЗЗ-15083/08-Ф02-2251/09).
Другой арбитражный суд - ФАС Московского круга (постановление от 01.06.09 № КА-А41/4708-09) - рассмотрел спор между налоговым органом и налогоплательщиком о том, что считать ошибкой и неточностью в декларации. По мнению суда, неверное определение налогового периода не является ошибкой в декларации; также в данном случае отсутствуют какие-либо противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах либо документах, имеющихся у налогового органа, и документами, представленными налогоплательщиком. Следовательно, налоговый орган не обязан сообщать налогоплательщику о неверном определении налогового периода и предлагать представить пояснения, а вправе при обнаружении такой ошибки вынести решение об отказе в возмещении НДС в связи с неправильным определением налогового периода.
Между тем, иногда налоговые органы сомневаются в экономическом смысле отдельных операций налогоплательщиков и требуют представить документы, которые бы подтверждали деловые цели организации при заключении сделки с контрагентами.
Как следует из письма Минфина России от 10.04.09 № 03-02-07/1-177, налогоплательщик может представить в налоговые органы копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе контрагента, доверенность или иной документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, сообщить о проверке факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ. Такие действия могут свидетельствовать об осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента.
Судебная практика разрешения налоговых споров (постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53) исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.
Если суд придёт к выводу, что налогоплательщик учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, то он определит объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции. Установление судом наличия деловой цели в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект.
При разбирательстве в суде налогоплательщик также вправе представить перечисленные выше документы, которые свидетельствуют о его добросовестности при заключении сделок. Например, ФАС Поволжского округа в постановлении от 15.07.08 № А57-579/08 пришел к выводу о том, что налогоплательщик проявил должную осмотрительность, так как им были истребованы документы, подтверждающие правовой статус контрагента как юридического лица.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика будет установлен факт нарушения им законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки по форме, утвержденной приказом ФНС России от 25Л2.06 № САЭ-3-0б/892@.
При проведении камеральных проверок налоговые органы вправе истребовать у предприятий, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие их право на эти льготы. Например, следует представлять документы, подтверждающие льготы по НДС.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
При камеральной проверке декларации по НДС налоговые органы вправе истребовать только документы, подтверждающие правомерность применения вычетов.
Если же налогоплательщик в каком-либо периоде не осуществлял деятельность и подает «нулевую» декларацию, то налоговые органы не вправе истребовать документы, подтверждающие указанную в декларации сумму налога. ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 29.05.09 № А56-39735/2008 указал на то, что глава 21 НК РФ не устанавливает обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с декларацией по НДС по внутреннему рынку при указании «нулевых» показателей первичные документы, подтверждающие суммы реализации товаров, работ, услуг и произведенных расходов и послужившие основанием для исчисления налога в заявленном размере. При таких обстоятельствах решение налогового органа было признано судом недействительным как не соответствующее нормам Налогового кодекса РФ.
 
Уточненная налоговая декларация (расчёт)
 
Если уточненная декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной декларации. Если уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока её подачи, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности.
Такое освобождение возможно, если уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.
Если налогоплательщик до окончания камеральной проверки представил уточненную декларацию (расчет), проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается. Начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации (расчета). Прекращение проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации (расчета). Документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной проверки, могут быть использованы при проведении налогового контроля в отношении налогоплательщика.
В случае если налогоплательщик сам обнаружил в поданной в налоговый орган декларации факт неотражения или неполноту отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые изменения и представить уточненную декларацию.
ФАС Московского округа в постановлении от 03.09.09 № КА-А40/8536-09 указал, что уточненная декларация является самостоятельным объектом налоговой проверки. В постановлении от 02.09.09 № КА-А40/8464-09 ФАС Московского округа пришел к выводу, что бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии решения по уточненной декларации, незаконно.
Если уточненная налоговая декларация представляется после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях представления уточненной декларации:
до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной проверки по этому налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени:
после проведения выездной проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Освобождение от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает только от взыскания штрафов, но не пеней, поскольку последние не являются мерой налоговой ответственности (п. 18 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.99 № 41/9).
Итак, если налогоплательщик позднее срока уплаты налога обнаружил в поданной им декларации ошибку, которая привела к занижению налоговой базы, то он должен уплатить в бюджет помимо налога еще и пени. Причем пени он должен рассчитать самостоятельно.
 
Встречная налоговая проверка
 
Проводящее налоговую проверку (в том числе камеральную) должностное лицо налогового органа вправе истребовать у контрагента или у иных лиц документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Если вне рамок проведения проверки у налогового органа возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, он вправе истребовать информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией о ней.
Рассмотрим, как проводится встречная проверка. Налоговый орган, осуществляющий проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемой организации, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении доцентов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. Отметим, что налоговый орган обязательно должен обосновать необходимость получения этих документов (информации).
Нельзя считать информацией по конкретной сделке сведения, касающиеся проверки достоверности бухгалтерской отчётности организации.
ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 04.08.08 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14)) пришел к выводу, что налоговый орган не вправе истребовать документы и информацию, в том числе относящиеся к конкретным сделкам, без соответствующего обоснования необходимости их получения. Тот же суд в постановлении от 18.01.08 № А26-1964/2007 отметил, что условиями реализации правомочия, закрепленного в п. 2 ст. 93.1 НК РФ, являются: получение информации от любого третьего лица, а не только от контрагента, сведений в форме информации о конкретных сделках, стороной которых является налогоплательщик.
Налогоплательщики могут столкнуться с ситуацией, когда налоговые органы в рамках встречной проверки истребуют документы, которые содержат информацию не только о конкретной сделке с проверяемым налогоплательщиком.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 11.10.07 № 03-02-07/1-438, ст. 93.1 НК РФ не содержит конкретного перечня документов, истребуемых налоговыми органами у контрагента или у иных лиц, располагающих документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика. Поэтому к таким документам относятся документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Исходя из всего сказанного, не могут быть истребованы документы, очевидно не относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. В первую очередь к ним относятся все внутренние документы организации: книги покупок и продаж, налоговые декларации, бухгалтерские балансы и т. п.
В п. 3 ст. 93.1 НК РФ установлено, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
Приказом ФНС России от 25.12.06 № САЭ-3-0б/892@ утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов.
В соответствии с п. 3 Порядка в случае, если контрагент проверяемой организации либо лицо, располагающее документами, касающимися ее деятельности, состоят на налоговом учете в налоговом органе, проводящем проверку или иные мероприятия налогового контроля, требование о представлении документов направляется этому лицу указанным налоговым органом.
Минфин России в письме от 02.05.07 № 03-02-07/1-209 разъяснил, что ст. 93.1 НК РФ и указанный Порядок не содержат конкретного перечня документов, истребуемых у контрагента или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), касающимися деятельности проверяемой организации, а также документов о сделках. По мнению Минфина России, к таким документам относятся документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию относительно конкретной сделки. Кроме того, истребование информации о конкретных сделках (у участников сделок или иных лиц, располагающих о них информацией) может осуществляться вне рамок проведения налоговых проверок, когда у налогового органа возникнет обоснованная необходимость получения информации о той или иной сделке.
Согласно п. 3 ст. 93.1 НК РФ в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому липу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
Лицо, у которого истребуются налоговым органом документы (информация), обязано исполнить требование налогового органа, направленное в установленном Налоговым кодексом РФ порядке (письмо Минфина России от 02.05.07 № 03-02-07/1-209). По мнению Минфина России, налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы (информация), вправе направить самостоятельно требование о представлении документов (информации) при проведении им соответствующих мероприятий налогового контроля.
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), должно исполнить его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы не могут быть представлены в срок, то налоговый орган по ходатайству лица, у которого они истребованы, вправе продлить срок их представления. Подчеркнем, что продление срока представления документов осуществляется налоговым органом по месту учёта лица, у которого истребованы документы.
Отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
 
Сроки проведения камеральной налоговой проверки
 
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Налоговый орган не вправе выставлять налогоплательщику требование на представление документов для проведения камеральной проверки по истечении трех месяцев после подачи декларации. Он может истребовать документы, необходимые для камеральной проверки, только в ходе ее проведения (письмо Минфина России от 18.02.09 № 03-02-07/1-75).
 
Оформление результатов проверки
 
Оформление результатов камеральной налоговой проверки производится в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения составляется акт по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной проверки. Он подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и представителем организации, в отношении которой проводилась эта проверка. Если же представитель отказался подписывать акт проверки, это указывается в данном акте.
Акт камеральной проверки вручается непосредственно представителю налогоплательщика в течение пяти дней с даты составления акта, а в случае уклонения от получения акта днем получения считается шестой день с даты отправки по месту нахождения заказного письма.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, организация в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения (по указанному акту в целом или по его отдельным положениям).
При этом налогоплательщик может приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
 
Рассмотрение материалов проверки
 
Акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Организация, в отношении которой проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения ее материалов через своего представителя. Неявка представителя, извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения этих материалов исключением тех случаев, когда участие этого лица признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения материалов).
При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ.
Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены им в налоговый орган с нарушением сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, то эти документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением Налогового кодекса РФ. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
 
Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля
 
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении должны излагаться обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываться срок и конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Необходимые для проверки документы потребуются посредством вручения проверяемому лицу (его представителю) требования о представлении документов. Кроме того, документы (информация), касающиеся деятельности проверяемой организации, могут быть истребованы у ее контрагентов или иных лиц, располагающих документами (информацией).
 
Решение по итогам рассмотрения материалов проверки
 
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе от привлечения к ответственности.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой. Должна быть ссылка на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для отказа. В решении об отказе могут быть указаны размер недоимки (если она была выявлена в ходе проверки) и сумма соответствующих пеней.
Отметим, что в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должен быть указан срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать его. Также должен быть сообщен порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), наименование органа, место его нахождения и др.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.
Как разъяснено в письме Минфина России от 15.04.09 № 03-02-07/1-185, поскольку Налоговым кодексом РФ не определена дата вручения копий решений налогового органа в случае их направления по почте, дата вручения налогоплательщику копии такого решения определяется на основании документа, свидетельствующего о получении налогоплательщиком соответствующего почтового отправления (уведомления о вручении).
После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе отменить обеспечительные меры и до указанного выше срока.
Обеспечительными мерами могут быть:
запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Запрет производится в отношении недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, готовой продукции, сырья и материалов и др.;
приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ. Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог).
По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить рассмотренные выше обеспечительные меры на:
банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;
залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ;
поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном ст. 74 НК РФ.
 
Обжалование результатов проверки
 
Статьей 137 НК РФ предусмотрено право каждого лица обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Порядок обжалования актов налогового органа установлен ст. 138 НК РФ.
Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 НК РФ.
Обратимся к п. 5 ст. 101.2 НКРФ: решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 14.07.09 № А19-1386/09) оставил без рас-смотрения заявление о признании незаконным решения налогового органа, поскольку налогоплательщиком не были представлены доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора. Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что поскольку установленные п. 5 ст. 101.2 НК РФ правоотношения возникают с момента вынесения решения налоговым органом, право на обжалование решения возникает именно с указанного момента, поэтому вынесенное до 01.01.09 решение налогового органа правомерно обжаловано в суд, минуя вышестоящий налоговый орган.
Между тем существует и обратная позиция. Так, ФАС Поволжского округа (постановление от 11.08.09 № А12-3414/2009) признал ошибочным довод суда первой инстанции о том, что предпринимателем не соблюден досудебный порядок спора. Как указал суд, в рассматриваемом случае правоотношения по привлечению налогоплательщика к ответственности возникли до введения в действие п. 5 ст. 101.2 НК РФ, следовательно, предприниматель вправе обжаловать вступившее в законную силу решение налогового органа в судебном порядке, минуя процедуру его обжалования в вышестоящем налоговом органе.
Ещё один вопрос, который может возникнуть у налогоплательщиков, - это применения положений Регламента, утвержденного приказом МНС России от 17.08.01 № БГ-3-14/290, которым предусмотрено, что жалобы налогоплательщиков рассматриваются в их присутствии при достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации.
По этому вопросу Минфин России в письме от 24.06.09 № 03-02-07/1-323 сообщил, что в Налоговом кодексе РФ содержится требование об обязательности привлечения налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения его жалобы вышестоящим налоговым органом. При этом рассматриваемый приказ МНС России был принят до включения в Налоговый кодекс РФ соответствующей процедуры апелляционного обжалования. Следовательно, обязательность участия налогоплательщика в рассмотрении его апелляционной жалобы Налоговым кодексом РФ и каким-либо иным документом не предусмотрена.
В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в суд исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, установленном процессуальным законодательством. При обжаловании в вышестоящий налоговый орган исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий может быть приостановлено по решению вышестоящего налогового органа.
К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
Срок подачи жалобы, в случае его пропуска по уважительной причине, может быть восстановлен.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.
Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения в письменной форме налоговому органу или должностному липу.
Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Минфин России в письме от 03.06.09 № 03-02-08/46 разъяснил порядок подачи жалобы в ФНС России на решение ИФНС о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в случае если результат рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе (УФНС России по субъекту Российской Федерации) налогоплательщика не удовлетворил.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Если налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.
Налогоплательщик вправе подать жалобу на ненормативный акт налогового органа в суд. Такие жалобы рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.
Категория: Правовые статьи | Добавил: Синьор-Курсаче (27.08.2014)
Просмотров: 738 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0