Главная » Статьи » Правовые статьи

Правовые последствия непредставления декларации
© С. А. Пономарев, специалист по налогам и сборам
 
Штрафы по Налоговому кодексу РФ
 
Сроки представления. Непредставление в срок декларации влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.
ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлениях от 31.01.08 № А19-14408/07-52-Ф02-5/08, 20.02.08 № А19-14406/07-30-Ф02-307/08 указал на неправомерность привлечения к ответственности за не-своевременное представление налоговой декларации в том случае, если налогоплательщик допустил ошибку в указании почтового индекса при ее отправлении. Данная ошибка представляется суду малозначительной, так как почтовый адрес позволяет определять место направления почтового отправления.
Минфин России в письме от 16.01.08 № 03-02-07/1-14 указал, что если налогоплательщик не представил декларацию и она не предусматривает сумму налога, подлежащую уплате, то налогоплательщик несет ответственность в виде штрафа в размере не менее 100 руб.
Между тем согласно арбитражной практике, поскольку сумма налога, подлежащего уплате, составляет 0 руб., то сумма штрафа за непредставление декларации также составляет 0 руб. (постановления ФАС Центрального округа от 29.09.09 № А35-1105/2009-С26, Восточно-Сибирского округа от 30.07.08 № А19-4285/08-52-Ф02-3619/08, 25.06.08 № А19-3151/08-56-Ф02-2712/08 и др.). Суды отмечают, что базой для определения суммы штрафа является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет за период, за который подана налоговая декларация.
Следует отметить, что п. 2 ст. 119 НК РФ не содержит минимального размера штрафа, в связи с чем возникает ряд вопросов о размере штрафных санкций за подачу «нулевой» налоговой декларации по истечении 180 дней со дня установленного срока.
В письме МНС РФ от 04.07.01 № 14-3-04/1279-Т890 сообщалось, что если индивидуальный предприниматель по истечении 180 дней после установленного срока представил декларацию по НДС, по которой налог, причитающийся к уплате, равен нулю, санкция, предусмотренная п. 2 ст. 119 НК РФ, не применяется. Вывод обоснован тем, что размер штрафа рассчитывается как процент от суммы налога, подлежащего уплате по несвоевременно представленной декларации, а минимального размера штрафа данное положение не содержит.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 10.10.06 № 6161/06 указано, что базой для определения суммы штрафа, установленного ст. 119 НК РФ, определена сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет, а не сумма, указанная в декларации.
Президиум ВАС РФ в п. 7 информационного письма от 17.03.03 № 71 указал, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации.
Таким образом, налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов.
 
Форма декларации. На практике может возникнуть ситуация, когда налогоплательщик представил налоговые декларации в установленный срок, и они были приняты налоговым органом, о чем имеются отметки, а после камеральной проверки налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. При этом привлечение к ответственности налоговый орган обосновал необходимостью представлять декларации на бланках нового образца.
Согласно позиции арбитражных судов представление декларации по неустановленной форме не влечет ответственности по ст. 119 НК РФ. Если по результатам налоговой проверки установлено, что налоговая декларация (расчет), представленная по отмененной форме, содержала те же сведения, необходимые для исчисления и уплаты налога, что и налоговая декларация (расчет), представленная по установленной форме (установленному формату), то вопрос о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение в соответствии со ст. 119 НК РФ может быть разрешен в пользу налогоплательщика (постановления ФАС Уральского округа от 14.05.08 № Ф09-3430/08-С2, Дальневосточного округа от 03.10.07 № Ф03-А24/07-2/3246).
При этом данная позиция основана на том, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена ответственность за представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в установленный срок по форме, утвержденной ранее, но измененной в установленном законодательством о налогах и сборах порядке до момента представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.04.08 № А12-15808/07 указано, что нарушение порядка или формы представления декларации в электронном виде не является основанием для привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ.
ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 07.04.09 № Ф03-738/2009 отметил, что представление налоговой декларации неустановленной формы не влечет налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ- Суд отклонил довод налогового органа о том, что представление налоговой декларации по недействующей форме свидетельствует о том, что декларацию нельзя считать представленной, а обязанность налогоплательщика по ее своевременному представлению - исполненной.
В то же время следует отметить, что имеет место и другая позиция, согласно которой, если декларация представлена по неустановленной форме, налоговый орган вправе отказать в ее принятии и, соответственно, привлечь налогоплательщика к ответственности, если впоследствии будет нарушен срок ее представления (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.07 № А56-24194/2006).
 
Способ представления декларации. Иногда крупнейшие налогоплательщики сталкиваются с необходимостью подать декларацию на бумажном носителе, а не через телекоммуникационные средства (например, при отключении Интернета на неопределенный срок). В этом случае они направляют декларацию на бумажном носителе, дублируя ее на дискете либо на диске.
В этом случае налоговые органы могут привлечь организацию к ответственности по ст. 119 НК РФ, посчитав декларацию непредставленной.
ФАС Московского округа в постановлении от 09.02.09 № КА-А40/163-09 признал правомерными доводы налогоплательщика о том, что представление декларации на бумажном носителе, а не в электронном виде не является основанием для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. Как указал суд, Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налогоплательщиком своих обязанностей по представлению декларации неустановленной формы, содержащей при этом все необходимые сведения для исчисления и уплаты налога.
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 16.02.09 № А42-4491/2008 указал, что ст. 119 НК РФ не установлена ответственность как за представление декларации по неустановленной форме, так и за непредставление декларации в неэлектронной форме. Декларация на бумажном и магнитном носителях представлена налогоплательщиком в установленный законом срок; указанные в ней сведения о налоге аналогичны сведениям, указанным в декларации, направленной позднее в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Следовательно, в данном случае в действиях налогоплательщика отсутствует состав правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 119 НК РФ. Кроме того, в данном случае отсутствует вина налогоплательщика в совершении вменяемого ему налогового правонарушения: налогоплательщику (войсковой части) не были выделены денежные средства, необходимые для обеспечения доступа к телекоммуникационным каналам связи.
Следует обратить внимание, что налогоплательщик может своевременно исчислить и уплатить налог, но опоздать с подачей декларации по данному налогу. В таком случае он должен быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ.
Президиум ВАС РФ в п. 13 информационного письма от 17.03.03 № 71 отметил, что своевременная уплата налога сама по себе от штрафа за опоздание с подачей декларации не освобождает. Как отметил суд, поскольку требование предъявлено о взыскании штрафа за неисполнение обязанности по представлению налоговой декларации, ссылки налогоплательщика на своевременное исполнение им другой обязанности (по уплате налога) не имеют правового значения для решения вопроса об обоснованности данного требования.
Минфин России в письме от 27.03.08 № 03-02-07/1-133 отметил, что в случае если сумма налога, указанная в налоговой декларации, представленной в налоговый орган с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока, уплачена в бюджет налогоплательщиком своевременно, то за совершение налогового правонарушения, указанного в п. 1 ст. 119 НК РФ, может быть взыскан штраф в размере 100 руб.
Часто налогоплательщики подают декларации по телекоммуникационным каналам связи в последний день для подачи таких деклараций. Однако отправленная по телекоммуникационным каналам связи декларация может не дойти до налогового органа из-за сбоя при передаче данных. В таком случае очень трудно доказать, что налогоплательщик действительно отправлял декларацию, а также факт сбоя в работе сетей телекоммуникации.
ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 16.04.09 № Ф04-2189/2009(4443-А81-31) установил, что налоговый орган получил декларацию налогоплательщика с нарушением установленного законодательством срока. Следовательно, налоговый орган правомерно привлек организацию к ответственности.
Между тем суд уменьшил размер штрафа в связи с наличием смягчающих обстоятельств, а именно - плохое соединение во время отправки. Причем данный факт был подтвержден постановлением мирового судьи, из которого следует, что заместителем главного бухгалтера налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых была отправлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Соединение по отправке декларации было плохим, поэтому декларация не дошла до налогового органа.
Как установлено в постановлении ФАС Центрального округа от 27.04.09 № А48-3805/08-13, расчёт штрафа за непредставление налоговой декларации следует производить на момент вынесения решения налогового органа о привлечении к ответственности, а не на момент обнаружения правонарушения (на дату составления акта налоговой проверки). Факт нарушения законодательства о налогах и сборах устанавливается налоговым органом в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки.
ФАС Московского округа в постановлении от 26.05.09 № КА-А40/3337-09-2 указал, что в соответствии со ст. 119 НК РФ размер штрафа зависит от суммы налога, подлежащей уплате по декларации, и периода просрочки представления декларации. Таким образом, моментом обнаружения правонарушения при привлечении к ответственности может являться день фактической подачи налоговой декларации в налоговый орган, а не момент, когда нарушение предположительно могло быть обнаружено. Именно с этого момента необходимо исчислять пресекательный срок для привлечения к ответственности.
Кроме того, налогоплательщик может ошибочно подать декларацию, в которой отсутствуют несколько листов, в том числе и тех, которые он обязан подать. Привлекается ли в таком случае налогоплательщик к ответственности?
ФАС Уральского округа в постановлении от 14.04.09 № Ф09-2116/09-СЗ установил, что основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ, явились выводы налогового органа о непредставлении в установленный срок декларации по налогу на прибыль организаций, поскольку в представленную декларацию не был включен лист 02 «Расчёт налога на прибыль».
Как установлено судом, организацией по почте направлена декларация по налогу на прибыль, что подтверждается почтовой квитанцией и описью вложения. Налоговый орган сообщил налогоплательщику, что в представленной декларации отсутствует лист 02, предложил организации внести соответствующие уточнения. Уведомление было направлено почтой по юридическому адресу налогоплательщика, однако оно не было вручено адресату в связи с отсутствием организации по данному адресу.
Таким образом, по мнению суда, отсутствие листа в декларации не является основанием для привлечения организации к ответственности по ст. 119 НК РФ.
 
Штраф по КоАП РФ
 
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Непредставление декларации в установленный срок в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
 
Штрафы по отдельным видам деклараций
 
Декларация по НДС, представляемая налоговым агентом. Пунктом 5 ст. 174 НК РФ установлена обя-занность налоговых агентов представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
Между тем спорным остается вопрос о том, подлежит ли привлечению к ответственности налоговый агент за несвоевременное представление налоговой декларации?
ФАС Уральского округа в постановлении от 01.06.06 № Ф09-4546/06-С7 указал, что налоговые агенты не могут быть привлечены к ответственности за непредставление декларации по ст. 119 НК РФ-Для налоговых агентов данное правонарушение влечет ответственность по ст. 126 НК РФ- Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 29.06.06 № Ф04-3855/2006(23839-А27-19), 22.05.06 № Ф04-1888/2006(21400-А67-40).
Таким образом, исходя из арбитражной практики ст. 119 НК РФ не предусмотрена ответственность для налоговых агентов, которые опоздали с подачей соответствующих деклараций.
 
Декларация по форме № 4-НДФЛ. В декларации по налогу на доходы физических лиц налогоплательщики указывают сумму предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности и занятия частной практикой в текущем налоговом периоде. Данная налоговая декларация должна быть представлена налогоплательщиками в налоговый орган по месту жительства одновременно с налоговой декларацией по ф. 3-НДФЛ.
За непредставление (несвоевременное представление) декларации по этой форме штраф по ст. 119 НК РФ не налагается. Нормы этой статьи не могут применяться в случае несвоевременного представления декларации по ф. 4-НДФЛ, в которой налогоплательщики указывают суммы предполагаемого дохода от предпринимательской деятельности в текущем налоговом периоде (письма ФНС России от 30.05.05 № 04-2-03/72, 14.11.06 № 04-2-02/685@).
 
Декларация по налогу на прибыль, представляемая налоговым агентом. В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 289 НК РФ налоговые агенты по налогу на прибыль обязаны по истечении каждого отчётного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты. Расчеты должны быть представлены не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчётного периода и не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
За нарушение указанных сроков налоговый агент не может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ, так как нормы данной статьи распространяются только на налогоплательщиков (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.05 № 98).
 
Декларация по страховым взносам. Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом. В то же время следует отметить, что декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не соответствует определению налоговой декларации, закрепленному в ст. 80 НК РФ.
Следовательно, действия, выразившиеся в непредставлении в установленный срок данной декларации, не подпадают под ст. 119 НК, РФ (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.06 № 106).
Более того, суд указал на неправомерность применения ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ- Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, хотя и является документом, необходимым для осуществления налогового контроля по единому социальному налогу, представляется в налоговый орган согласно Закону № 167-ФЗ, не относящемуся к актам законодательства о налогах и сборах. Ответственность же, установленная п. 1 ст. 126 НК РФ, применяется лишь за непредставление документов, предусмотренных самим Налоговым кодексом РФ или иными актами законодательства о налогах и сборах.
 
Приостановление операций по счетам налогоплательщика
 
Порядок приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей регулируется ст. 76 НК РФ. Установлено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счёт уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Минфин России в письме от 20.07.09 № 03-02-07/1-374 указал на то, что государственная пошлина относится к федеральным сборам, следовательно, на нее не распространяется действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена отмена приостановления операции по счетам налогоплательщика в банках в связи с необходимостью налогоплательщика произвести расходы по оплате канцелярских товаров и услуг связи.
В письме Минфина России от 08.07.09 № 03-02-07/1 -350 разъяснено, что очередность списания банком денежных средств со счета клиента при недостаточности таких средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований установлена ст. 855 ГК РФ. При недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной оче-редности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса РФ в первую и вторую очередь.
В случае приостановления операций по счету налогоплательщика банк не вправе осуществлять расходные операции по данному счету, в том числе перечисление денежных средств на выплату заработной платы, за исключением платежей, на которые в силу п. 1 ст. 76 НК РФ не распространяется приостановление операций по счету налогоплательщика в банке.
К предусмотренным ст. 76 НК РФ операциям, которые вправе исполнять банк при заблокированном сче-те, не относится списание банком со счета организации-клиента банка по ее распоряжению денежных средств, поступивших из Фонда социального страхования РФ, в том числе для осуществления социальных выплат работникам этой организации (письмо Минфина России от 24.04.09 № 03-02-07/1-199).
Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке принимается по истечении 10 дней со дня, когда должна быть представлена декларация. При этом Налоговым кодексом РФ не установлен конкретный срок для принятия руководителем (заместителем руководителя) налогового органа указанного решения (письмо Минфина России от 05.05.09 № 03-02-07/1 -227). Решение о приостановлении операций в банке должно быть отменено налоговым органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления налогоплательщиком декларации.
С 1 января 2010 г. при нарушении налоговым органом срока отмены решения о приостановлении опера-ций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде.
Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Отметим, что налоговый орган должен уведомить организацию-налогоплательщика об отмене приоста-новления операций по ее счетам в банке в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. До подачи декларации в налоговые органы налогоплательщик не сможет открыть новый счет.
 
Как избежать штрафа за непредставление декларации или уменьшить его
 
Исключают вину лица в совершении налогового правонарушения следующие обстоятельства:
совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплателыциком-физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчёта в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа);
иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Пункт 3 ст. 114 НК РФ предусматривает возможность снижения размера штрафов в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, смягчающие ответственность, устанавливаются судом или налоговым органом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения.
Например, ФАС Уральского округа в постановлении от 11.03.04 № Ф09-856/04АК снизил размер штрафа более чем в 80 раз - с 15 000 руб. до 181,30 руб., с учетом отсутствия значительного ущерба бюджету.
Таким образом, сумма штрафа, назначаемого за совершение налогового правонарушения, в случае установления судом хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства может быть снижена в пределах от 50 до 100 % размера налоговой санкции. При этом сумма штрафа не может быть снижена до нуля, поскольку назначение судом штрафа в размере 0 руб. 00 коп. фактически будет являться освобождением привлекаемого к налоговой ответственности лица от применения налоговой санкции.
Анализ арбитражной практики показывает, что перечень смягчающих ответственность обстоятельств, установленных судами по налоговым спорам, достаточно обширен и зависит от фактических обстоятельств конкретного дела.
Например, Президиум ВАС РФ в информационном письме от 17.03.03 № 71 признал самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в декларации и подачу в налоговый орган заявления о ее дополнении и изменении смягчающим ответственность обстоятельством.
На эту позицию сослался ФАС Центрального округа в постановлении от 05.02.09 № А23-3016/08А-14-190. При этом налогоплательщик обратился в суд с заявлением о том, что, принимая решение о привлечении его к ответственности, налоговый орган неправомерно не учел смягчающие его ответственность обстоятельства. Суд указал, что самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в налоговой декларации может быть признано судом обстоятельством, смягчающим ответственность налогоплательщика, поэтому снизил размер назначенного налоговым органом штрафа в два раза.
В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.08 № А74-2822/2007-Ф02-927/2008 указано, что сложное финансовое положение предпринимателя, уплата НДФЛ, произведенная в полном объеме до проведения камеральной проверки, являются смягчающими обстоятельствами.
ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 12.03.08 № А19-6309/07-15-Ф02-888/2008 при-знал смягчающим то обстоятельство, что на иждивении предпринимателя находится один несовершеннолетний ребенок, а в постановлении от 11.01.08 № А74-1746/2007-Ф02-9642/2007 - незначительное, 4 дня, нарушение срока представления декларации по земельному налогу, вызванное неполадками в компьютерной системе налогоплательщика.
ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 09.04.08 № АЗЗ-13060/2007-Ф02-1271/2008 рассмотрел спор между налогоплательщиком и налоговым органом по поводу неполной уплаты ЕНВД. Как указал суд, в соответствии с положениями подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 112 НК РФ совершение налогового правонарушения впервые, а также социальный характер деятельности предпринимателя (оказание бытовых услуг населению) являются смягчающими обстоятельствами. В связи с этим размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза.
ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 11.06.09 № Ф04-3455/2009(8572-А45-19) при сни-жении размера штрафных санкций за совершение налогового правонарушения учел в качестве смягчающего обстоятельства тот факт, что предприятие выполняет социально значимые функции по обеспечению жизнедеятельности муниципального образования и при отсутствии надлежащего финансирования из бюджета принимает меры по погашению задолженности по налогам. Также суд принял во внимание требования справедливости и соразмерности, которым согласно постановлению Конституционного суда РФ от 15.07.95 № 11 -П должны отвечать санкции штрафного характера, и пришел к выводу о возможности снижения размера штрафных санкций до 100 000 руб., достаточного для реализации превентивного характера налоговых санкций.
ФАС Московского округа в постановлении от 14.05.09 № КА-А40/4097-09 принял во внимание доводы предприятия о том, что на момент принятия спорного решения налоговым органом суммы недоимки не существовало, ошибка, из-за которой возникла недоимка, выявлена налогоплательщиком самостоятельно. Эти доводы послужили основанием для снижения судом размера штрафных санкций.
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.06.09 № А05-13750/2008 удовлетворена просьба предпринимателя о снижении размера взыскиваемых с него налоговых санкций, который ссылался на наличие малолетних детей, тяжелое материальное положение, совершение нарушения неумышленно и впервые, а также отсутствие у него задолженности по налогам перед бюджетом. Суд, учитывая принцип справедливости при назначении наказания и соразмерность последнего допущенному правонарушению, а также принимая во внимание приведенные предпринимателем обстоятельства, посчитал возможным снизить размер взыскиваемых с предпринимателя налоговых санкций до 5 000 руб.
 
Исполнение письменных разъяснений законодательства о налогах и сборах
 
Исполнение письменных разъяснений законодательства о налогах и сборах является главным основанием для освобождения от ответственности за нарушение норм налогового законодательства. Каждый налогоплательщик должен быть точно проинформирован налоговыми органами, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить. Если это требование не выполняется, то все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.
Для разрешения сомнений в применении норм налогового законодательства и предусмотрено право налогоплательщиков получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов.
Разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов носят для налогоплательщиков рекомендательный характер. Налогоплательщик может не согласиться с полученным разъяснением и отстаивать свою позицию. При этом налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за невыполнение норм подобного разъяснения, так как оно не относится к законодательству о налогах и сборах. Если же он выполняет письменное разъяснение по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных уполномоченным органом, то согласно подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ это признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В таком случае налоговый орган выносит решение об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются:
Министр финансов Российской Федерации;
заместители Министра финансов Российской Федерации;
от имени Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики выступают соответственно его Директор и заместители.
Таким образом, только разъяснения по налогам и сборам указанных должностных лиц являются офи-циальной позицией Минфина России.
Арбитражные суды часто признают официальными разъяснениями не только письма Минфина России и ФНС России. Так, в арбитражной практике официальными разъяснениями, освобождающими от налоговой ответственности в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, признавались:
решения налогового органа по результатам предыдущих налоговых проверок, в которых исчисление налога в аналогичных ситуациях признавалось правильным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.03.05 № А56-26746/04);
письменное указание вышестоящего государственного органа нижестоящему (постановления ФАС Московского округа от 13.01.05, 17.01.05 № КА-А41/12802-04);
методические рекомендации по исчислению и уплате налога (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.12.04 № А79-5685/2004-СК1-5372);
инструкция по заполнению налоговой декларации (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.12.04 № А56-276/04).
Следует обратить внимание налогоплательщиков, что статьи, комментарии в средствах массовой информации, ответы на вопросы, данные чиновниками в справочно-правовых системах, не представляют собой официальные разъяснения, а являются личным мнением государственного служащего, соответствующего органа.
В соответствии с п. 4 ст. 114 НК РФ при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100 %. Пункт 2 ст. 112 НК РФ устанавливает единственное отягчающее обстоятельство - совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Сформировавшаяся правоприменительная практика указывает на то, что под «аналогичным правонарушением» следует понимать только налоговое правонарушение, предусмотренное той же статьей Налогового кодекса РФ, что и правонарушение, за которое налогоплательщик привлекался к ответственности.
В то же время это не снимает всех спорных вопросов. Например, имеет ли право налоговый орган применить положения п. 4 ст. 114 НК РФ, если нарушение срока представления налоговых деклараций допущено по разным налогам (например, по налогу на прибыль и НДС)?
Для наличия объективной стороны указанного правонарушения следует установить нарушение сроков представления налоговых деклараций (постановление ФАС Уральского округа от 25.05.05 № Ф09-2230/05-С2).
Однако в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.01.05 № А42-6939/04-28 суд указал на отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, поскольку налогоплательщик был привлечен к ответственности за несвоевременное представление деклараций по иному налогу.
Категория: Правовые статьи | Добавил: Синьор-Курсаче (27.08.2014)
Просмотров: 1272 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0