Главная » Статьи » Правовые статьи

Рассрочка по уплате налогов
 © Е. Ю. Коненкова, консультант по налогам и сборам ЗАО «2К Аудит -Деловые консультации»
 
Кто имеет право на отсрочку и рассрочку и как их получить?
 
Общий порядок и условия предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов установлены ст. 64 НК РФ. По сути, отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. Также отсрочка или рассрочка может быть предоставлена в отношении сумм штрафа.
Обратите внимание, что в силу п. 9 ст. 61 НК РФ налоговые агенты правом на получение отсрочки или рассрочки воспользоваться не могут.
Для получения отсрочки компании необходимо обратиться с письменным заявлением в ФНС России, форма заявления установлена Приложением 1 к Порядку организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов (утвержден приказом ФНС России от 21.11.06 № САЭ-3-19/798).
К заявлению необходимо приложить документы:
1) справку налогового органа по месту учёта налогоплательщика о состоянии его расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
2) справку налогового органа, с перечнем всех открытых налогоплательщиком счётов в банках;
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счётам налогоплательщика в банках, а также о наличии его расчётных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчётных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счётах налогоплательщика в банках;
5) перечень контрагентов - дебиторов налогоплательщика с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами -  дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения). и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
6) обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в п. 5.1 ст. 64 НК РФ.
В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога налогоплательщик принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности (п. 5.2 ст. 64 НК РФ).
В случае успешного рассмотрения заявления по федеральным налогам и сборам решение об изменении сроков их уплаты будет принимать ФНС России; по региональным и местным налогам - территориальные налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица, по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, — Федеральная таможенная служба или уполномоченные ею таможенные органы; по НДФЛ, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, - налоговые органы по месту жительства этих лиц; по налогу на прибыль по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита - органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации.
Если отсрочка необходима на срок более года (но не более трех лет), то с такой просьбой в ФНС России обратиться уже не получится. Данная компетенция налоговым законодательством передана в ведение Правительства РФ.
Отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам сроком до 5 лет может быть предоставлена только по решению министра финансов Российской Федерации, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств налогоплательщику и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до налогоплательщика — получателя бюджетных средств в объеме, до-статочном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, а также неперечисление (не-своевременное перечисление) налогоплательщику из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счёт оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) налогоплательщика в случае единовременной уплаты им налога;
имущественное положение физического лица (без учёта имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
производство и (или) реализация товаров, работ или услуг налогоплательщиком носит сезонный характер;
при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных таможенным законодательством Российской Федерации.
Причём во всех этих случаях, за исключением непредставления бюджетных ассигнований (подп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ), отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов (п. 2.1 ст. 64 НК РФ). А по основаниям, указанным в подп. 3, 4 и 5 п. 2 ст. 64 НК РФ, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной ½ ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена как по одному, так и по нескольким налогам.
 
В какие сроки выносится решение о предоставлении отсрочки или рассрочки?
 
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в их предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.
Решение вступает в силу со дня, установленного в нем. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу.
Не смогут воспользоваться отсрочками и рассрочками те компании, в отношении которых:
возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов, и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
имеются достаточные основания полагать, что налогоплательщик воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство;
в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в ст. 63 НК РФ, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.
Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным и может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Копия решения направляется уполномоченным органом в 3-дневный срок со дня его принятия заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учёта этого лица.
Обратите внимание, что законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.
По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности налогоплательщиком. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учёта в пятидневный срок со дня принятия решения.
 
Рассрочка по ЕНВД: быть или не быть?
 
У компаний, применяющих ЕНВД, возникает проблема с получением рассрочки. Дело в том, что зачастую налоговые органы ЕНВД как таковым налогом не признают. Ну а раз ЕНВД - это не налог, то и рассрочки (отсрочки) быть не может.
Основываясь на ст. 64 НК РФ, налоговые органы аргументируют свою позицию тем, что речь идет только о федеральных, местных и региональных налогах. В соответствии со ст. 13-15 НК РФ ЕНВД к ним не относится, так как является специальным налоговым режимом.
Учитывая это, Минфин России и налоговые органы считают, что раз ЕНВД для отдельных видов деятельности, уплачиваемый в рамках специальных налоговых режимов, в понимании Налогового кодекса РФ не является налогом, то для предоставления отсрочек в соответствии с главой 9 НК РФ нет законных оснований (письма Минфина России от 01.03.04 № 04-01 -11/1-3, 16.12.03 № 04-05-12/92).
Между тем судебные органы нередко поддерживают налогоплательщиков, отмечая, что по своей правовой природе ЕНВД является налогом, понятие которого дано в ст. 8 НК РФ. То есть на него распространяется действие главы 9 НК РФ, в том числе в части предоставления отсрочки его уплаты (постановления ФАС ПО от 21.01.10 по делу № А12-10551/2009, ДВО от 10.11.04 № Ф03-А16/04-2/2613, 09.11.04 № ФОЗ-А16/04-2/2614).
Право налогоплательщика на получение отсрочки по ЕНВД подтверждено позицией Конституционного суда РФ (Определение от 09.04.01 № 82-0).
В письме Минфина России от 28.06.10 № 03-02-08/44 отмечено, что по вопросу о предоставлении рассрочки по уплате ЕНВД на срок, не превышающий один год, следует обращаться в ФНС России. Надеемся, что налоговые органы на местах не будут отказывать компаниям, применяющим ЕНВД, в возможности получения отсрочки и рассрочки.
Категория: Правовые статьи | Добавил: Синьор-Курсаче (23.08.2014)
Просмотров: 669 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0