Главная » Статьи » Правовые статьи

Валютный контроль при импорте работ и услуг
 © О. А. Рыбалко, Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова
//Бухгалтерский учёт, 2011, № 3
 
Импорт работ, услуг может являться объектом валютного контроля. Основным документом, регламентирующим эту процедуру, является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12.03.
Понятие «валютная операция» является основным для валютного регулирования и контроля. При этом в Законе № 173-ФЗ дается не определение валютной операции, а перечень операций, отнесенных к числу валютных. Обобщив их, можно определить следующие признаки валютной операции:
- субъектами валютной операции могут быть резиденты и нерезиденты;
- предметом валютной операции являются экономические отношения по приобретению либо отчуждению валютных ценностей (иностранной валюты, внешних ценных бумаг), валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг;
- средством расчетов при осуществлении валютной операции могут быть валютные ценности (иностранная валюта, внешние ценные бумаги), валюта Российской Федерации, внутренние ценные бумаги.
Таким образом, операции по импорту работ, услуг признаются также валютными операциями.
В силу ст. 20 Федерального закона № 173-ФЗ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резидентам необходимо в уполномоченных банках оформлять паспорта сделки. Если сумма внешнеторгового контракта не превышает в эквиваленте 5 000 долл. США на дату заключения контракта, то валютный контроль по таким сделкам не осуществляется и, соответственно, подтверждающие документы в уполномоченный банк не представляются.
Резидент по каждому контракту оформляет один паспорт сделки в одном уполномоченном банке. Если резидент осуществляет все валютные операции по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, то паспорт сделки оформляется в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации резидента, которое и будет исполнять функции уполномоченного банка.
Производить валютные операции по контракту, предусматривающему импорт работ или услуг, резидент вправе только через тот банк, в котором оформлен паспорт сделки (уполномоченном банке).
Если резидент не оформит такой паспорт, предполагая, что общая сумма контракта не превысит установленный лимит, но на деле он будет превышен, то паспорт сделки следует оформить в срок не позднее дня подписания (получения) документа, подтверждающего выполнение работ, оказание услуг (акта выполненных работ, акта оказанных услуг) (постановления ФАС ВВО от 04.03.09 № А39-3223/2008-147/3, УО от 13.11.06 № Ф09-9986/06-С1).
Для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк два экземпляра паспорта сделки, внешнеторговый контракт, разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту, если оно необходимо для совершения внешнеторговой сделки, а также иные документы, не-обходимые для оформления паспорта сделки. К последним относятся документы: удостоверяющие личность физического лица; о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о государственной регистрации юридического лица; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и др.
Если паспорт сделки оформляется организацией, то он должен быть подписан двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, а в случае отсутствия в штате главного бухгалтера - одним лицом, наделенным правом первой подписи. Кроме того, паспорт сделки необходимо в обязательном порядке заверить печатью.
После представления паспорта сделки и всех необходимых документов банк проводит их проверку. Срок такой проверки ограничен тремя рабочими днями.
Если все документы оформлены правильно, оба экземпляра паспорта подписываются ответственным лицом банка и заверяются печатью, после чего один из экземпляров паспорта сделки возвращается резиденту.
Однако банк может отказать в подписании паспорта сделки, если данные внешнеторгового контракта не соответствуют данным, указанным в паспорте сделки, и если паспорт сделки оформлен с нарушением установленных требований.
При этом максимальный срок возврата банком представленных документов также составляет три рабочих дня, следующих за датой их представления в банк.
В случае, когда в ходе исполнения контракта в него вносятся изменения или дополнения, и если они затрагивают сведения или информацию, содержащиеся в оформленном паспорте сделки, последний подлежит переоформлению.
Для переоформления паспорта сделки в банк должны быть представлены следующие документы:
- два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт, либо изменений иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки;
- документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт;
- иные документы, необходимые для переоформления паспорта сделки;
- разрешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, если требуется получение указанного разрешения.
Номер паспорта сделки, присвоенный при его первоначальном оформлении банком, переносится в переоформленный паспорт сделки и сохраняется в неизменном виде до закрытия паспорта сделки и досье по паспорту сделки в банке.
Банк может закрыть паспорт сделки при представлении резидентом в банк письменного заявления о закрытии паспорта сделки в связи с переводом контракта из банка на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк или в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту, т. е. в случае выполнения работ (оказания услуг) и погашения задолженности перед иностранным подрядчиком, или в связи с их прекращением. В этом случае в банк представляются документы, подтверждающие прекращение обязательств по контракту.
Кроме того, банк может закрыть паспорт сделки по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в паспорте сделки датой завершения исполнения обязательств по контракту. Заявление о закрытии паспорта сделки должно быть составлено в соответствии с установленными требованиями, предусматривающими порядок перевода контракта в другой уполномоченный банк.
Оформив паспорт сделки и совершив валютную операцию, резидент должен представить в банк подтверждающие документы, связанные с проведением валютной операции, и справку о подтверждающих документах. Порядок их представления устанавливается уполномоченным банком в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие факт выполнения работ или оказания услуг. При этом датой оформления подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон (если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа всеми сторонами), в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
В случае осуществления валютных операций по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, резидент обязан представить в уполномоченный банк наряду с вышеуказанными документами два экземпляра справки, содержащей информацию о валютных операциях по контракту, осуществленных через счета в банке-нерезиденте за отчетный месяц, с приложением к ней копий банковских выписок по форме, установленной уполномоченным банком. Срок представления справки не должен превышать 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.
В случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, резидент наряду с подтверждающими документами обязан представить в уполномоченный банк два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспорту сделки поступивших за отчетный месяц денежных средств, в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по такому контракту.
Справки могут быть представлены на бумажных носителях или в электронном виде. Если справки представляются на бумажных носителях, они должны быть надлежаще заверены в порядке, аналогичном заверению паспорта сделки.
В случае представления резидентом в банк справок в электронном виде, между ними устанавливается процедура признания аналога собственноручной подписи, а также определяются порядок и условия его использования. Далее банк проверяет информацию, указанную в предъявляемых справках.
Срок такой проверки не должен превышать 7 рабочих дней, следующих за датой представления справок.
В случае если справки оформлены правильно, оба экземпляра подписываются ответственным лицом банка и заверяются печатью.
Один экземпляр помещается банком в досье паспорта сделки. Второй экземпляр справок и оригиналы подтверждающих документов возвращаются резиденту не позднее семи рабочих дней, следующих за датой их представления в банк.
Кроме того, банк наделен правом запросить у резидента и поместить в досье по паспорту сделки иные документы или их копии.
Банк имеет право возвратить резиденту представленные документы, если:
- справки оформлены с нарушением установленных требований;
- информация, указанная в справках, не соответствует сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, на основании которых заполнены справки;
- документы, на основании которых заполнены справки, не представлены, или представлены не все документы, или они оформлены в ненадлежащем порядке.
Срок возврата - семь рабочих дней, следующих за датой представления документов в банк.
В этом случае организация должна повторно представить те же документы, но заполненные надлежащим образом. При этом документы должны быть представлены в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты их получения от банка.
Категория: Правовые статьи | Добавил: Синьор-Курсаче (13.08.2014)
Просмотров: 1111 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0