Главная » Статьи » Редкие темы

Диссертационные исследования по бухгалтерскому учёту и аудиту: оценка состояния

© Я. В. Соколов, Санкт-Петербургский государственный университет

 

Источник: Бухгалтерский учёт, 2008, № 22, с.5-9

 

Недостатки

 

Во-первых, соискатели и, что гораздо опаснее, их научные руководители часто просто не понимают, что такое наука. И хотя в последнее время введен кандидатский экзамен по науковедению, азбучные истины, по которым формируется наука, остаются вне поля зрения бухгалтерской общественности. Что такое верификация и фальсификация по К. Попперу, как понимать парадигму по Т. Куну, почему получили распространение идеи П. Фейерабенда? Какое все это имеет отношение к великой бухгалтерской науке, остается учётной общественности неясным.

Основная причина сложившегося положения заключается в том, что в качестве научных руководителей выступают люди, сформировавшиеся в советское время, и они, естественно, учат новое поколение так, как когда-то учили их самих.

Во-вторых, диссертация - это научное исследование. Но, не понимая того, что есть наука, диссертанты и работающие на кафедрах специалисты выдумывают для аспирантов темы диссертаций, содержание которых к. теории учёта имеет, в лучшем случае, лишь косвенное отношение.

В-третьих, соискатели не понимают, что предметом науки выступают ее проблемы. Проблемы оценки учитываемых объектов, методов исчисления прибыли, парадоксов бухгалтерского учёта, отражения рисков и их резервирования и т. п. Следовательно, диссертанты должны проводить исследования именно научных проблем, а не углубляться в отраслевые аспекты, тиражируя тематику по отраслям производства: калькуляция себестоимости в пищевой промышленности (птицеводстве, кондитерском производстве или особенности калькуляции монпансье и т.д.). Этот абсурдный подход компрометирует науку.

Точно так же нельзя посвящать диссертационные работы какой-то отрасли производства, ибо после работ Э. К. Гильде не может быть науки учёта затрат в швейном, обувном и т. п. производствах. Но может и должна быть наука о методологии учёта затрат. В-четвертых, увлечение отраслями и отдельными предприятиями, когда встречаются такие темы, как «Учёт виноградарства на материалах ООО Кубань», приводит к тому, что идеи, в лучшем случае, подменяются рацпредложениями. Диссертант предполагает разделить один счет на два или два счета объединить в один. Или им сочиняется какой-то новый вариант первичного документа, или предлагается вариант графика составления отчетности на фабрике «Знамя».

Нельзя писать диссертации с указанием «на примере организации». Данные организаций, конечно, можно и нужно использовать при решении методологических проблем, но предметом диссертационного исследования всегда должна выступать проблема, которую следует изучать и анализировать. Иной подход к науке отношения не имеет.

В-пятых, когда диссертанты пишут работы по аудиту, тогда их желание сводится, как правило, к рацпредложениям. Уже отмеченная нами тенденция здесь становится еще заметнее. Но именно в данном случае решающее значение должна приобрести интерпретация проблемы о критериях истинности знаний, о сборе и убедительности доказательности этой истины.

В-шестых, с грустью приходится наблюдать погоню кафедр, утверждающих темы, за модой. Ввели новую категорию гудвилл - и посыпались темы о гудвилле. Возникли опционы - и вот все хотят писать об опционах. А об МСФО и упоминать не нужно. Все хотят, все пишут.

Выбирая тему, соискатель и его научный руководитель часто пытаются дать ей (теме) как можно более широкую формулировку. Это нужно для того, чтобы потом все, что бы ни написал диссертант, могло войти в объявленную тему.

Кроме того, совершенно отсутствует историческая тематика: в представленных работах сплошь и рядом нет ни исторических обзоров, ни даже следов работы с архивными источниками.

 

Что необходимо

 

Диссертанты должны смело выходить за пределы чисто бухгалтерской тематики, решая вопросы на стыке с экономической теорией, финансами, юриспруденцией, статистикой.

Нужна живая, действительно актуальная научная тематика, свободная от модных веяний. В ней главенствующая роль должна быть отведена теоретическим фундаментальным основам бухгалтерского учёта. Всем нам известны замечательные слова: «Нет ничего практичнее хорошей теории». А парадоксальность нашего дела в том, что теории-то во многих работах и не хватает, а иногда ее вовсе нет.

В этом ключе не только возможны, но и необходимы докторские диссертации по парадигмам, принципам, постулатам, парадоксам, терминологии бухгалтерского учёта. Кандидатские диссертации следует посвящать частным вопросам этой тематики. Прежде всего, обращает на себя внимание то, что теперь, возвращаясь к рыночной экономике, хотим этого или нет, но мы реставрируем сложившиеся ранее системы учёта.

В качестве примера можно привести возможные подходы к раскрытию современной тематики. Возьмем проблему учёта основных средств, которая на самом деле распадается на бесконечное множество тем, например:

· история учёта основных средств;

· общая эволюция методов учёта основных средств;

· учёт основных средств в определенные эпохи в конкретных странах и т. д.

Исторический характер работ не самоцель, но это обзор всего, что может быть полезно сегодня.

Никакая наука не может существовать без людей, творящих ее. В математике, физике, биологии диссертанты только и делают, что изучают опыт великих ученых, их научное наследие.

Но за всю историю ВАК ни один человек не написал, не представил и не защитил ни одной диссертации, посвященной фундаментальным исследованиям выдающихся ученых по бухгалтерскому учёту. А без этих работ нет культуры и нет науки. Персоналии должны представлять собой опыт научной биографии выдающихся представителей нашей науки, их достижения, их неудачи. Нам нельзя забывать главное: наука - это люди, которые ее творят. Мы должны помнить о вкладе великих ученых, выдвинувших основополагающие идеи в области бухгалтерского учёта, сформировавшие его. Тут, например, могут быть диссертации по темам:

  • · Ф. В. Езерский и судьба русской бухгалтерии;
  • · Эд. Дегранж и его учение о формах счетоводства;
  • · А. П. Рудановский и теория бухгалтерского баланса;
  • · С. К. Татур и создание анализа хозяйственной деятльности.

Надо запомнить, что без ученых нет и не может быть науки. Возможно, многим эта тематика покажется оторванной от задач дня, от актуальности. Но это ложное ее понимание.

Допустим, кто-то выбрал тему «Опыт учёта малоценных и быстроизнашивающихся предметов». Очень может быть, другим покажется, что эта тема неактуальна, ибо МБП изъяты из ныне действующего плана счетов. Однако больше полувека категория МБП использовалась в учёте, и существует продолжительнейший опыт ее применения. Разве не задача ученых ответить на вопрос, что приобрели пользователи бухгалтерской отчетности, утратив то, что когда-то было найдено?

А ведь проблема в том, что волевым путем МБП ввели и так же упразднили. Выводов, оценок и теоретического осмысления нет. Хотя именно это и есть одна из задач диссертантов.

Не надо бояться того, что кажется неактуальным. Это важно подчеркнуть. Предположим, что сегодня самая животрепещущая тема - учёт тех же МБП. Вот тут-то и надо показать: как, почему, где появилась эта бухгалтерская категория; каковы были особенности ее учёта и как ее наличие и отсутствие влияет на финансовое положение предприятия; почему ее отменили. Вывод должен быть беспристрастный. Важно также отметить, что необходимы диссертации о таких исчезнувших в 90-е годы категориях, как отвлеченные средства, устойчивые пассивы, реформация и ряд других.

Сейчас отсутствуют темы, посвященные использованию экономико-математических методов в бухгалтерском учёте. Например, о роли линейного программирования в бухгалтерском учёте; теории игр как основе принятия решений по данным бухгалтерской отчетности; выборочных методах в аудите; стохастической природе бухгалтерского баланса и т. д. и т. п. Отсутствуют и темы, связанные с разработкой и алгоритмизацией учётных процедур и форм счетоводства.

Макроучёт как задача бухгалтера не исследован вовсе.

Сегодня экономическая теория четко разделена на микро- и макроуровни. И это необходимо отразить в тематике диссертационных работ по бухгалтерскому учёту. Темы диссертаций, в основном, посвящены микроуровню. Но наша задача - чтобы в нашу жизнь вошла и тематика макроуровня.

Еще один пласт тем, совершенно не затронутых соискателями ученых степеней, связан с социальными проблемами бухгалтерского учёта. В этом случае тематику следует раскрыть через интересы лиц, участвующих в хозяйственных процессах.

Темы диссертаций могут быть такими:

· принципы бухгалтерского учёта и их влияние на интересы участников хозяйственных процессов;

· налоговый учёт и социальная политика государства.

При этом следует помнить, что выбор тех или иных методологических приемов оценки и амортизации основных средств непосредственным образом влияет на финансовый результат предприятия, а от этого зависит и размер налогооблагаемой прибыли, и величина распределяемой и капитализируемой (реинвестируемой) прибыли.

К этому же виду тем можно отнести создание работ, посвященных общей тематике - бухгалтер и общество. В данном случае необходимы, например, такие темы:

  • Профессия бухгалтера и ее роль в обществе;
  • Материальное благосостояние счетных работников;
  • Престиж бухгалтера в обществе;
  • Профессиональные организации бухгалтеров;
  • Периодическая бухгалтерская печать.

К диссертациям этого типа следует отнести и наукометрические работы. В этом случае проводятся глубокие исследования динамики состава бухгалтеров по полу, возрасту, образованию. Изучения такого феномена: кто такой бухгалтер-человек - еще и не начиналось. Сюда же следует включить темы, посвящённые анализу моральных проблем, возникающих в бухгалтерском учёте. Причем важно разобрать не только различные аспекты кодекса этики, но и случаи эволюции моральных взглядов счетных работников.

Думая о расширении тематики диссертационных работ, нельзя не обратить внимание на необходимость исследований, раскрывающих юридические основы бухгалтерского учёта, методы, связанные с его профессиональным, нормативным и правовым регулированием. Точно так же, а может быть и еще более важно, изучение экономических основ бухгалтерского учёта. В этом случае следует, прежде всего, проследить соответствие экономических категорий бухгалтерским.

Например, как категория тех же основных средств соответствует категории средств труда и т. п.; как бухгалтерская прибыль соотносится с экономической, налогооблагаемой, капитализированной, полученной по МСФО, ГААП и т. п.

Необходимо обратить внимание и на изучение терминологии бухгалтерского учёта. Язык нашей науки не исследован ни в одной из диссертаций. Дидактика, наука о преподавании в случае учёта, тоже остается вне внимания диссертантов.

Что касается названия тем, то они должны быть сформулированы как можно уже, а выполнены возможно глубже. Например, тема «Учёт товарных потерь» носит очень широкий характер, а вот тема «Проблемы учёта завеса тары» требует демонстрации от диссертанта недюжинных знаний.

Есть и еще одна проблема, которая не может не волновать. Это язык, которым пишутся диссертации. Прочитайте сложнейшие труды А. Пуанкаре или Б. Рассела, и вы получите великую радость, массу улыбок от магии хорошего, даже в переводе языка. Или почитайте нашу настоящую литературу, например, И. И. Китайгородского. Или, что еще лучше, великий труд Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». И к своей радости, между прочим, вы у классика сможете прочесть сверхсовременное решение проблем бюджетирования. И, как написано! Не случайно А. С. Наринский всегда заставлял своих аспирантов в обязательном порядке читать русскую художественную литературу.

Также для освоения хорошего русского языка нужно регулярно читать И. А. Крылова, Н. С. Лескова, А. Н. Островского, а для языка научной прозы важны тексты М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова, И. А. Бунина. Беллетристика первых классиков формирует языковой простор, вторых - дисциплинирует его. Но без первого не может быть и второго.

И, наконец, надо обратить внимание, что почти никто из соискателей, очень, многие руководители и отдельные члены ученых советов абсолютно не понимают, что такое научная новизна и как ее формулировать. В большинстве случаев это некая опись неких рацпредложений или заявлений о проведенном анализе.

Когда диссертация написана, потенциальный соискатель степени должен оглянуться, осмотреть весь пройденный путь и выделить суть того, что было получено. И эта суть должна звучать конкретно. Вот, например, на вопрос: что нового внес Э. К. Гильде? - всякий ответит: моделирование. А что внес В. Б. Ивашкевич? - центры ответственности. И так можно и нужно сказать о каждом. Нельзя писать, что автор проанализировал что-то, - важно, каков был результат этого анализа; нельзя писать: предложен комплекс методов, - надо писать, какие предложены новые методы.

Кроме того, все должны помнить, что самый страшный грех - плагиат. Это не только нарушение авторских прав, юридически наказуемое деяние, но и попирание элементарной морали.

Заканчивая статью, хочется подчеркнуть, что нашим современникам, прежде всего работникам практики, нужен не надуманный, праздный и без нужды трудоемкий учёт, а нужен учёт живой, необходимый для решения жизненно важных задач. Наука существует для их раскрытия и решения.

Категория: Редкие темы | Добавил: РефМастер (03.03.2018)
Просмотров: 577 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0