Практика аудита

 

АУДИТ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОТЧЁТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Аудит баланса предприятия

 

Проверка правильности составления бухгалтерского баланса начинается с общего обзора отчётных форм. Проверяется заполнение: наименования организации, её адрес, вид деятельности, отрасль, ИНН, номер, шифры, наличие лицензий и сроки ее действия.

Вид деятельности предприятия проверяется по уставным документам в целях правильного исчисления и разграничения доходов и расходов предприятия по основной и прочей деятельности. Следующим этапом происходит проверка заполнения отчётности в разных формах на полноту их заполнения, а также проверяется есть ли подчистки и помарки, исправления и выявляются возможные участки учёта для проверки в целях обнаружения отклонений от законодательства на предмет на предмет мошенничества и прочих ошибок в учёте. На основании этого происходит выявление тех участков учёта, а также видов активов и источников их формирования, которые должны быть проверены в первую очередь.

После этого происходит проверка показателей между собой и счётная проверка показателей и взаимоувязка всех показателей отчётности согласно инструкций по составлению бухгалтерской отчётности.

Основная проверка правильности составления балансов основывается на следующих моментах:

1) Данные статей баланса на начало периода должны соответствовать данным за предыдущий период. При изменении вступительного баланса на начало года по сравнению с отчётным за предыдущий год аудитором должны быть взяты с руководства и главного бухгалтера соответствующие разъяснения по каждому из выявленных отклонений.

2) Данные статей баланса на конец отчётного периода должны быть обоснованы результатом инвентаризации.

3) Сумма статей баланса по расчётам (с учреждениями, финансовыми органами, поставщиками, дебиторами и кредиторами, с банком и т.д.) должны быть согласованы и оформлены соответствующими актами сверки расчётов.

4) Данные заключительного баланса должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам Главной книги на конец года данные баланса должны быть сопоставимы на начало и конец года. Любые расхождения должны быть разъяснены.

Следующим этапом аудиторской проверки идет конкретная проверка правильности отражения Активов по разделам баланса (1 и 2).

В первую очередь проверяются нематериальные активы и основные средства. Учитывая, что нематериальные активы довольно новое понятие они проверяются сплошным методом, а основные средства выборочным путем. При проверке 1 раздела необходимо учитывать 2 основных момента:

- необходимо убедиться в том, что соответствующие Активы предприятия вложены в соответствующие нематериальные активы и основные средства и они действительно имеются в наличии. Для этого происходит проверка: описи незавершенного производства, карточек аналитического учёта основных средств и нематериальных активов, инвентарных списков, приказов на закрепление или передачу основных средств подразделениям;

- проверка правильности учёта приобретения, износа и выбытия основных средств и нематериальных активов (расчёты по начислению износа, ведомость начисления амортизационных отчислений, акты на выбытие, карточки аналитического учёта по определению финансового результата от выбытия).

Состав нематериальных активов регулируется положением о бухгалтерском учёте и отчётности в РФ, а также законом о бухгалтерском учёте в РФ, законном об аудите и ПБУ по нематериальным активам.

Все нематериальные активы учитываются на счете 04, и они имеют специальные характеристики:

- в них отсутствует материально-вещественная форма;

- их наличие свидетельствует о праве пользования предприятием в виде патентов, лицензий, конструкторско-технологической документации, платежных документов, подтверждающих организационные расходы (по регистрации предприятия). Без документов нематериальные активы не могут быть поставлены на учёт;

- долгосрочный период использования всех нематериальных активов;

- они должны приносить доход в настоящем времени или в будущем периоде.

С учётом этого начисление износа по нематериальным активам начинается с момента использования или ввода в эксплуатацию (износ по нематериальным активам начисляется на основании приказа об учётной политике исходя из установленного в нем срока их использования, но не более 10 лет).

При проверке нематериальных активов проверяется их фактическое наличие и соответствие их данных на конец года, которые отражены в формах бухгалтерской отчётности (форма 1, приложения к балансу). Проверяется, что нематериальные активы фактически используются, срок начала их использования и правильность начисления износа. Если на предприятии имеется большое количество нематериальных активов, то при сплошной проверке необходимо провести их инвентаризацию по учётно-классификационным группам. При этом оформляются описи, а при расхождениях сличительная ведомость и ведомость итогов инвентаризации. По всем расхождениям берутся объяснения у работников предприятия у которых находятся данные активы на материальной ответственности и выявляются причины отклонений от данных указанных в бухгалтерской отчётности и действующего законодательства по ведению учёта нематериальных активов.

При анализе правильности ведения учёта нематериальных активов проверяется также порядок их учёта, график документооборота, договора на материальную ответственность, порядок отнесения износа в затраты производства и порядок списания неамортизируемой части нематериальных активов.

Далее идет проверка учёта основных средств и соответствия данных бухгалтерской отчётности фактическим данным о их наличии на конец года.

Прежде всего, проверяется порядок проведения инвентаризации основных средств (приказ о создании рабочей комиссии, о создании главной комиссии, акты инвентаризации рабочей комиссии и в целом по предприятию, описи, сличительные ведомости, ведомости итогов инвентаризации с инвентарными списками и приказами о закреплении основных средств, порядок ведения карточек аналитического учёта основных средств и наличие первичных документов о движении основных средств – акты на прием в эксплуатацию, акты на перевод, акты на списание).

Особое внимание обращается на те объекты по которым были проведены работы по достройке и реконструкции, которые увеличили стоимость самих объектов. Проверяется наличие проектно-сметной документации на ведение реконструкции, наличие актов приема в эксплуатацию отремонтированных и реконструированных объектов основных средств и проверяется отражение восстановительной стоимости в карточках учёта основных средств.

Учитывая, что объектов основных средств на предприятии большое количество и их невозможно проверять сплошным методом – проверка правильности отражения в учёте объектов основных средств проводится выборочно.

При проверке 1 раздела актива баланса необходимо все объекты основных средств проверять на фактическое соответствие их инвентарным спискам. При выявлении неучтенных основных средств они должны быть оприходованы, а ранее списанные, но находящиеся в эксплуатации должны быть соответственно оформлены документально (акт ГАИ, карточка забалансового учёта). С 01.01.2002 года все амортизируемые основные средства в бюджетных организациях не списываются с баланса, но по ним не начисляется амортизация и они будут на балансе пока не выйдут из строя. Для всех остальных хозяйствующих субъектов они списываются с баланса и переводятся на забалансовый учёт – амортизационные отчисления также не начисляются. Затраты по текущему ремонту производятся за счёт себестоимости той отрасли где они используются. Следующим этапом проверки правильности отражения активов в 1 разделе происходит проверка правильности отражения долгосрочных вложений в виде затрат незавершенного капитального строительства и приобретения основных средств, т.е. происходит проверка правильности ведения учёта и определения остатков по счету 08. Остатки по данному счету должны быть подтверждены описями незавершенного строительства и приобретения основных средств.

Описи составляются по тем объектам, которые не были приняты в эксплуатацию в текущем году и остались незавершенными на предстоящий период.

Здесь следует проверить прежде всего все аналитические счета, открытые по счету 08 на их соответствие первичным документам (ТТН, договора, бюджетное финансирование и т.д.). При проверке следует обратить внимание на правильность оприходования запасных частей и инструментов, которые покупаются в комплекте с техникой и правильность определения балансовой стоимости объекта (меньшей на сумму запчастей). А также правильность определения стоимости объекта основных средств, принимаемых в эксплуатацию с учётом монтажа необходимого оборудования для ведения производственного процесса или использования этих объектов основных средств в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

После этого проверяется порядок учёта затрат по строительству и приобретению основных средств и правильности определения инвентарной стоимости объекта (правильно ли были учтены и распределены по объектам накладные расходы по строительству, расходы, связанные с управлением предприятием). Расходы, связанные с управлением, относятся на объекты основных средств при строительстве хозяйственным способом, при подрядном способе расходы по управлению относятся только в пределах сметы, то же касается транспортных работ по обслуживанию строительства.

При приобретении объектов основных средств следует проверять правильность определения первоначальной стоимости объектов. В нее входят:

- покупная стоимость;

- расходы на транспортировку, погрузку–разгрузку;

- расходы по страхованию хранения грузов;

- таможенные пошлины;

- налоги, сборы, включая сборы за оформление документов;

- стоимость монтажа и установки оборудования, т.е. все расходы необходимые для приведения объекта в рабочее состояние.

Следует иметь в виду, что при осуществлении капитальных вложений в первоначальную стоимость относятся проценты за пользование кредитами, взятыми на покупку или строительство объектов основных средств.

Следует проверить сроки выплаты процентов предприятиями банку до или после ввода объекта в эксплуатацию. Проценты, уплаченные до ввода объекта в эксплуатацию, учитываются на счете 08, а уплаченные после учитываются на счетах 91 и 99.

Особое внимание следует обратить на правильное отражение в учёте налогов связанных с приобретением основных средств. НДС на приобретение основных средств идет на увеличение балансовой стоимости объектов, однако он не принимается при начислении износа по объектам.

Поступление НДС отражается записью:

Д-т. 19

К-т. 60; 76

В дальнейшем суммы, учтенные по счету 19 вычитаются из суммы налогов, подлежащих взносу в бюджет, равными долями в течение 6 месяцев с момента ввода в эксплуатацию объектов основных средств.

Если объект основных средств приобретается или вводится для непроизводственных целей, это же относится к легковому автотранспорту, то уплаченный НДС по этим объектам на расчёты с бюджетом не относится, а покрывается за счёт счета 99 «Прибыли и убытки». Объекты основных средств, изготовленные самим предприятием, оцениваются по сумме всех фактических затрат на изготовление. Все расходы по созданию основных средств также учитываются на счете 08. по мере их изготовления на основании актов приемки они принимаются в состав основных средств по фактической стоимости их изготовления. Не принятые объекты основных средств отражаются на счете 08 по строке незавершенные капитальные вложения. По этой же строке отражается стоимость объектов, находящихся во временной эксплуатации.

При внесении учредителями в уставный капитал основных средств в качестве вклада первоначальная стоимость объекта определяется по договоренности сторон, но обязательно должна быть оговорена в учредительных документах. Сумма оценки должна быть оформлена справкой расчётом оценочной или аудиторской фирмой и, по этой оценке, объекты должны быть поставлены на баланс по вновь созданной организации.

При безвозмездном получении основных средств или получении государственных субсидий их оценка производится экспертным путем и их оприходывание отражается через счёт 98.

При этом составляются следующие бухгалтерские записи:

Д-т 08

К-т 98 – безвозмездное поступление основных средств

Д-т 01

К-т 08 – ввод в эксплуатацию

Д-т 20

К-т 02 – начисление износа

Д-т 98

К-т 91 – включение безвозмездно поступивших основных средств во внереализационные доходы

Следует иметь в виду, что при расчёте НДС суммы полученных основных средств включаются в налогооблагаемую базу, однако НДС в расчётных документах не выделяется, а показывается передающей строкой в составе издержек производства.

При приобретении предприятием оборудования требующего монтажа делаются бухгалтерские записи:

Д-т 07

К-т 60 – сумма фактических затрат на приобретение

В последствии оборудование списывается записью (на монтаж):

Д-т 08

К-т 07

При внесении оборудования требующего монтажа учредителем в виде взноса в уставный капитал делается запись:

Д-т 07

К-т 75

И одновременно с этим:

Д-т 75

К-т 85

Запасы оборудования на складах или в пути отражаются в балансе оборудованием к установке, поэтому при проверке следует проверить его наличие в местах хранения, соответствие его стоимости документам и договорам.

Затраты на приобретение оборудования не требующего монтажа отражаются непосредственно на счете 08 по мере поступления его на склад или по местам хранения.

При выбытии основных средств результат от их эксплуатации определяется на счете 91.

При этом списание основных средств отражается записью:

Д-т 91

К-т 01

При вложении основных средств в качестве вкладов в уставный капитал они учитываются на счете 58 на субсчете 58/1 «Паи и акции».

При выбытии основных средств их балансовая стоимость списывается следующими записями:

Д-т 91

К-т 01

И также:

Д-т 02

К-т 01

При наличии износа по основным средства проверяются нормы начисления износа, срок эксплуатации, а также проверяются объекты, по которым проведена консервация и соответственно по ним не происходит начисление износа. Проверяется не участвовали ли в расчёте износа выбывшие основные средства и составляется ли ежемесячный расчёт по поступившим и выбывшим основным средствам, а также отражаются ли данные этого расчёта при составлении ведомости амортизационных отчислений.

Кроме того, учитывается ли при начислении износа восстановительная стоимость основных средств. Начисление износа согласно положения по бухгалтерскому учёту происходит по восстановительной стоимости, кроме того следует проверить по каким объектам основных средств применяется механизм ускоренной амортизации и имеются ли на это у предприятия соответствующие документы.

Проверка правильности начисления износа по основным средствам происходит выборочно. В основном в те месяцы в которые было движение основных средств.

 

В оглавление * Вперёд

 

Телефон +7 (911) 923-22-98

 

E-mail:

 

Signor.Kursace@yandex.ru

 

DenisMCMLXXIV@yandex.ru