Практика аудита

 

АУДИТ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОТЧЁТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Аудит баланса предприятия (продолжение)

 

Следующим этапом происходит проверка правильности отражения в балансе финансовых вложений к которым относятся долгосрочные финансовые вложения в ценные бумаги и уставный капитал других предприятий.

Финансовые вложения принимаются к учёту в сумме фактических затрат их приобретения. При этом по государственным ценным бумагам разницу между их номинальной стоимостью и фактическими затратами в течении всего срока их обращения равномерно относится на счёт 99.

По ценным бумагам предприятия, акциям к учёту также принимаются фактические затраты на их приобретение. Акции могут оплачиваться в рублях или иностранной валюте, однако в учёте они показываются в рублевом эквиваленте, поэтому проверяется правильность оценки акций в рублевом эквиваленте на момент составление годового бухгалтерского отчёта.

Перечислены денежные средства на покупку акций:

Д-т 58

К-т 51

Если стоимость акций оплачивается по частям, то частичные оплаты до полного погашения стоимости акций отражаются в начале записью:

Д-т 76

К-т 51

После погашения:

Д-т 58

К-т 76 – полная стоимость акций

В отчётности это находит отражение следующим образом: акции, не оплаченные полностью показываются в активе баланса в полной их покупной стоимости. Разница отражается по строке кредиторы в пассиве баланса. В последствии внесение оставшейся суммы в уплату акций отражается в балансе по статье дебиторы в активе баланса.

Аналогично оформляется операция по оплате акций различными активами. Оценка имущества в этом случае определяется по договоренности сторон исходя из экспертной оценки или уровня арендной платы и ценам, действующим на рынке в момент передачи объектов основных средств. Все эти операции отражаются через счета 90 и 91.

При этом составляются следующие бухгалтерские записи:

Д-т 90; 91

К-т 58 – фактическая стоимость акций

Д-т 58

К-т 90; 91 – покупная стоимость

Д-т 90; 91

К-т 43; 41; 10; 08; 01; 04 – стоимость имущества, переданного в оплату акций

Таким же методом пользуются при проверке правильности отражения в учёте вкладов в уставный капитал предприятия. Основанием для постановки на баланс акций является сообщение депозитария о приеме акций на хранение или приходный ордер о приеме акций в кассу предприятия. При этом все сумму числящиеся по счету 58 отражаются по фактическому уровню расходов на покупку ценных бумаг.

Дополнительные расходы по хранению акций отражаются на счете 84 «Нераспределенная прибыль», при этом списание расходов по хранению акций отражается:

Д-т 84

К-т 51; 60

Вложения в акции предприятий при составлении баланса отражается по рыночной стоимости если стоимость акций ниже балансовой. Разница покрывается за счёт резерва под обесценение вложений в ценные бумаги.

Создание резерва оформляется записью:

Д-т 91

К-т 59

Использование резерва:

Д-т 59

К-т 91

Списание разницы:

Д-т 91

К-т 58 – или наоборот

Особое внимание следует уделить на проверку правильности использования займов и выдачи их другим лицам. При отсутствии лицензии займы могут предоставляться другим предприятиям только за счёт собственных средств.

Выдача займов должна оформляться соответствующими договорами с указанием срочности их возврата, процентов или беспроцентный займы и порядок их возврата в виде денежных поступлений или поступлений имущества.

Следующим этапом аудита бухгалтерской отчётности является проверка правильности составления второго раздела Актива баланса «Оборотные активы»

Особое внимание при этом уделяется определению остатков по счетам материалов, готовой продукции, товаров, основного незавершенного производства, а также результатам инвентаризации оборотных средств на предприятии. Проверка начинается с проверки договоров материальной ответственности.

При аудите материальных запасов уделяется особое внимание выборочной проверке материальных запасов по местам их хранения, особенно по тем видам материальных запасов по которым были замечены подчистки или помарки в отчётности или расхождение данных на начало и конец года между собой.

При организации выборочной проверки следует обратить внимание на своевременность и правильность оформления отчётов о движении материалов и приложенных к нему документов. Выборочная ревизия проводится в присутствии материально ответственного лица, представителя бухгалтерии, представителя ревизионной комиссии и аудитора. По результатам инвентаризации составляется опись наличия материальных ценностей, которая сверяется с данными учёта в бухгалтерии по проверяемому материально ответственному лицу. В случае расхождения составляется сличительная ведомость и ведомость итогов инвентаризации. Выявленные расхождения являются частью аудиторской выборки по учёту материальных ценностей, и процента выявленных расхождений налагается на всю совокупность учётной информации по отражению движения запасов и других видов ТМЦ. В аудиторском заключении подробно описываются причины выявленных расхождений, определяется степень виновности материально ответственных лиц, характеризуется порядок хранения материальных ценностей, техническая оснащенность складских помещений и своевременность проверки весового хозяйства в лаборатории контрольно-измерительных приборов.

При проверке производственных запасов в связи с переходом на новый план счетов возникла проблема отнесения МБП в составе материалов или основных средств в состав МБП.

Перенос стоимости основных средств может отражаться двумя вариантами:

- либо сразу полностью на издержки производства;

- либо – перенос стоимости МБП на счёт материалов.

В первом случае определяется сумма недописанного износа по МБП, который досписывается на издержки производства следующими записями:

Д-т 20

К-т 13

И одновременно:

Д-т 13

К-т 12/2

Когда срок полезного использования остается довольно длительным, сумма износа переносится следующим образом:

Д-т 10

К-т 12

Одновременно:

Д-т 13

К-т 10

При переносе суммы износа МБП может составляться три варианта проводок:

Д-т 13

К-т 12.2

 

Д-т 10

К-т 12/2 – сумма несписанного износа

Д-т 20

К-т 10

В случае перевода МБП в основные средства делается запись:

Д-т 26

К-т 13

Оставшуюся часть списывают:

Д-т 01

К-т 12 – первоначальная стоимость

Начисление износа по основным средствам:

Д-т 13

К-т 02

При переводе МБП в основные средства, по которым ранее был начислен износ проводка:

Д-т 26

К-т 13 – делается красным

Особое внимание при проверке производственных запасов следует обратить проверке готовой продукции на складах по ее наличию и качеству, а также порядок списания по другим материальным ценностям норм естественной убыли, недостач и излишков.

Для этого проверяются все акты на списание материальных ценностей. Особое внимание уделяется проверке норм естественной убыли по таблицам их расчёта или по нормативным справочникам, а также проверяется порядок списания сумм за счёт затрат производства или результатов хозяйственной деятельности предприятия.

При списании выявленных недостач за счёт материально ответственных лиц проверяется правильность отнесения на лицевые счета суммы недостач и оценки этих недостач согласно инструктивных указаний.

При проверке 2 раздела следует также обратить внимание на наличие описи незавершенного производства по каждому виду производства или отрасли. В некоторых случаях проверяются еще и калькуляционные карточки.

При необходимости, когда при проверке обнаруживается несоответствие остатков, норм расходования материальных ценностей и выполненного объема работ проводят полную инвентаризацию готовой продукции.

Во втором разделе актива баланса учитываются денежные средства. Поэтому при аудите денежных средств необходимо произвести проверку правильности ведения кассовых операций (кассовой книги, журнала регистрации) обратить внимание на ведомости по зарплате и премии.

При проверке расчётов с подотчётными лицами проверяется приказ руководителя предприятия, которым устанавливается перечень подотчётных лиц и сроки возврата денежных средств, израсходованных на хозяйственные нужды. Проверяется правильность оформления авансовых отчётов, документов, приложенных к ним, соответствие цен, указанных в актах рыночным ценам, действующим на настоящий момент.

При проверке подотчётных сумм необходимо определить сроки возврата по ним и правильность списания их на удержание или в доходы подотчётных лиц.

При проверке расчётов с подотчётными лицами следует обратить внимание на предоставление документов к авансовому отчёту: товарные чеки, акты приемки или покупки МЦ, акты списания МЦ из-под отчёта, а также на проездные билеты, счета гостиниц, товарные чеки, проезд пригородным транспортом, оплата такси, определение стоимости отнесения на издержки или прибыль предприятия и разграничение этих сумм.

Кроме того, необходимо проверить использование чековой книжки, своевременность оплаты материальных ценностей чеками и своевременность отчёта материального лица по расходованию чеками. В случае, когда подотчётное лицо является в то же время ответственным за сбор денег каких-либо производств, но не оформлено соответствующим приказом и договором материальной ответственности выручка сдается также через подотчётные суммы, через оформление авансовых отчётов. В связи с этим в обязательном порядке проверяется объем оказанных услуг, квитанции или талоны.

При проверке 2 раздела следует обратить внимание также на расчёты с персоналом предприятия по выданным их ссудам, а также по расчётам за оказание услуги предприятию.

Следующим этапом идет проверка пассива баланса.

Начинается проверка с расчёта уставного капитала и расчёта с учредителями. Сальдо по счету 80 должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированного в уставных документах. Проверяются все записи за год по счету 80:

- при организации – все операции по организации предприятия;

- все операции по увеличению и уменьшению уставного капитала и фиксирование этих изменений в уставных документах.

При формировании уставного капитала составляются бухгалтерский записи:

? взносы учредителей:

Д-т 50; 51; 52; 55; 01; 10; 04; 43; 41; 20; 08

К-т 75

? одновременно на сумму переданных средств:

Д-т 75

К-т 80

При возврате имущества при простом товариществе:

Д-т 80

К-т 50; 50; 52; 01

? при этом погашение уставного капитала оформляется:

Д-т 50; 51; 52; 01

К-т 80

Любое пополнение уставного капитала оформляется записью:

Д-т 01; 04; 50; 51

К-т 75

Одновременно:

Д-т 75

К-т 80

Любое изменение должно фиксироваться в уставных документах.

В то же время уменьшение уставного капитала может происходить по решению собрания акционеров и учредителей.

Уменьшение оформляется записью:

Д-т 80

К-т 82; 83; 75

Увеличение уставного капитала может происходить не только за счёт взносов учредителей, но и за счёт других источников.

При этом составляются следующие записи:

Д-т 82, 83, 84

К-т 80

Назад * В оглавление * Вперёд

 

Телефон +7 (911) 923-22-98

 

E-mail:

 

Signor.Kursace@yandex.ru

 

DenisMCMLXXIV@yandex.ru