3. КРАТКИЙ ОБЗОР НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ
Методология учёта в странах с давними рыночными традициями зачастую воспринимается как единое целое, но в действительности имеет много вариаций. Например, прибыльные немецкие компании при трансформации отчётности в соответствии с требованиями США нередко выглядят убыточными.
Можно выделить несколько моделей (систем) бухгалтерского учёта, объединяющих западные страны с общими подходами к организации и методологии бухгалтерского учёта и отчётности или зонами влияния, хотя такая классификация в определенной степени условна и встречаются другие принципы классификации.
1. Англосаксонская модель учёта. По этой модели работают в США, Канаде, Мексике - их можно выделить в особую группу; Великобритания и бывшие ее колонии (например, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка) входят в другую группу. Для этих стран характерны следующие черты: ориентация на интересы таких пользователей, как инвесторы и акционеры, наличие развитого рынка ценных бумаг, оказывающего влияние на требования к качеству представления компаниями отчётности, прежде всего акционерными обществами, отсутствие или слабое государственное регулирование бухгалтерского учёта, который регламентируется стандартами, разрабатываемыми независимыми (т.е. негосударственными) профессиональными учётными организациями, а также высокоразвитая система подготовки учётных кадров, выходящая далеко за пределы национальных границ.
2. Континентальная, или европейская, модель учёта. Эта модель объединяет Германию, Францию, Италию, Бельгию, Швейцарию и др. Основными ее чертами являются сильное воздействие законодательства на регулирование учёта, тесная связь учёта и налогообложения, ориентация на государственные нужды, более слабое развитие профессиональных организаций, выполняющих консультационную роль.
3. Латиноамериканская модель учёта. По этой модели работают Бразилия, Аргентина, Чили, Перу и другие страны, для которых характерны высокие темпы инфляции и государственное регулирование многих учётных вопросов.
Наряду с этим существуют межнациональные стандарты учёта и отчётности. Наиболее известными из них являются Международные стандарты финансовой отчётности, International Accounting Standarts (МСФО, IAS) и Стандарты Европейского Сообщества по учёту (директивы ЕС).
3.1. Концепции и стандарты ведущих зарубежных национальных бухгалтерских систем
Рассмотрим несколько наиболее известных учётных систем экономически развитых стран.
США
Система учёта США в нашей стране известна как GААР (Generally Accepted Accounting Principles), или общепринятые учётные принципы, которые, по сути, выполняют роль учётных стандартов.
В системе GААР выделяют четыре уровня документов -
1) уровень А:
• положения по стандартам финансового учёта,
• интерпретации,
• мнения,
• исследовательские бюллетени по бухгалтерскому учёту;
2) уровень В:
• технические бюллетени,
• отраслевые руководства по бухгалтерскому учёту и аудиту,
• разъяснения;
3) уровень С:
• общие мнения рабочей группы, практические бюллетени;
4) уровень Д:
• комментарии по бухгалтерскому учёту,
• руководства по применению,
• учётная отраслевая общепризнанная практика.
Система GААР включает документы неодинакового значения, издававшиеся различными организациями в разные годы (в течение более чем 50 лет). Основу GААР составляют документы уровня «А», которым отдается предпочтение при возникновении разночтений и разногласий.
Великобритания
Великобритания имеет старейшие профессиональные бухгалтерские организации, созданные еще в XIX в. Эти организации обладают давним опытом регулирования бухгалтерского учёта и разработки собственных национальных бухгалтерских стандартов.
Британские стандарты финансовой отчётности официально признаны Законом о компаниях 1989 г., который обязал руководство крупных компаний и акционерных обществ с ограниченной ответственностью раскрывать в отчётности их соблюдение.
На начало 2000 г. действовало 16 стандартов, а также неоднократно перерабатывавшийся стандарт по учёту для малых предприятий и дополнения к ним.
Существует жюри, уполномоченное законом привлекать к судебной ответственности директоров компаний за публикацию отчётности, не соответствующей законодательству и не отвечающей требованиям достоверности.
Несмотря на то, что названия многих британских и международных стандартов схожи и в них рассматриваются общие проблемы, их решение осуществляется по-разному.
Франция
Система регулирования бухгалтерского учёта и аудита во Франции существенно отличается от англосаксонской модели.
Фундаментом системы учёта и аудита во Франции служит Коммерческий кодекс, законодательно закрепляющий необходимость ведения бухгалтерского учёта и представления отчётности. Ключевым звеном этой системы является Национальный бухгалтерский кодекс. Этот основополагающий документ содержит более 400 страниц и включает единый план счетов бухгалтерского учёта. Кодекс во Франции выполняет те же функции, что стандарты в Великобритании, его задачи тесно связаны с задачами национальной статистики и налогообложения.
Германия
Германия имеет давние традиции бухгалтерского дела, оказавшие влияние на формирование учёта в дореволюционной России. Законодательной основой учёта и отчётности в Германии является Торговый кодекс, который наряду с другими вопросами регулирует вопросы составления отчётности; в нем детально рассматриваются правила, касающиеся содержания и составления баланса и отчёта о прибылях и убытках.
В связи с принятием Директив ЕС в немецкое законодательство были внесены необходимые изменения, позволившие привести к сопоставимому виду отчётную информацию. В 1985 г. был принят Закон-директива о составлении отчётности.
В Германии действует единый план счетов, на основе которого разработаны отраслевые планы для промышленности, торговли, организаций финансовой сферы в соответствии с Законом-директивой о составлении отчётности.
Огромное влияние на учёт и отчётность в Германии оказывает налоговое законодательство.
В связи с отсутствием в Германии официально сформулированных общепринятых бухгалтерских принципов многие спорные вопросы отчётности и учётных данных решаются в суде.
По значимости можно выделить следующие группы документов:
1) коммерческие нормативные акты;
2) налоговое законодательство;
3) налоговые инструкции;
4) материалы учётной практики;
5) рекомендации профессиональных организаций.
В немецком законодательстве гораздо большее внимание уделяется информации о деятельности компаний, т.е. отчётности, чем организации учёта.
Италия
Италия с XV в. по праву считается родиной бухгалтерского учёта. Однако в дальнейшем лидерство Италии в развитии бухгалтерского учёта было утрачено, она оказалась последней в числе стран - членов ЕС, внедривших Четвертую директиву ЕС.
Законодательной основой итальянской системы учёта является Гражданский кодекс, а также указы Президента Республики и приказы Министерства финансов, содержащие в том числе рекомендации профессиональных организаций .
Заметим, что перечень систем бухгалтерского учёта далеко не исчерпывается системами перечисленных стран.
3.2. Определяющие факторы и тенденции развития мировых систем отчётности
До 70-х годов XX в. международное разделение труда не получило широкого развития. Поэтому бухгалтерский язык как всеобщий язык бизнеса не получил интернационального признания, и каждая страна разрабатывала свои правила (стандарты) ведения бухгалтерского учёта. Всего к концу 60-х годов в мире сформировались и получили применение свыше 100 национальных учётных систем.
В 70-х годах усилился процесс свободного перемещения капитала из одной страны в другую. Однако осуществление совместной деятельности компаний затруднялось из-за различий между национальными системами бухгалтерского учёта.
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является сопоставимость и достоверность отчётных данных о деятельности компаний, что обусловливается интернационализацией хозяйственных связей, возросшими информационными потребностями и возможностями государств и отдельных фирм. Несмотря на широкомасштабные интеграционные процессы в области бухгалтерского учёта и позитивное отношение к принятию МСФО со стороны международных и национальных профессиональных организаций (так, Международная организация по биржам - ЮЗСО акцептовала 20 МСФО), фондовых бирж, межнациональных корпораций, еще сохраняются существенные различия в методологии и технологии бухгалтерского учёта в различных странах, объясняемые национальными, историческими, культурными традициями и особенностями. Например, бухгалтерский учёт в США имел более 255 отличий от МСФО, не меньше их было и в таких странах с развитой рыночной экономикой, как Великобритания, Германия и Франция.
Процесс унификации систем бухгалтерского учёта в разных странах заключается в обеспечении прозрачности отчётности и отражении реальной экономической ситуации в компании, что позволит пользователям отчётности принимать правильные экономические решения. Однако любые изменения системы учёта являются дорогостоящими и требуют больших временных затрат, в связи с чем должны быть очевидны сопоставимые экономические выгоды такой унификации.
3.3. Международные стандарты бухгалтерской отчётности
Международные стандарты разрабатываются и утверждаются Комитетом по международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО, 1АЗС). Комитет образован 29 июня 1973 г. В соответствии с Уставом, цели КМСФО следующие:
1) разработка и публикация, исходя из общественных интересов, международных стандартов финансовой отчётности, которые должны соблюдаться при представлении финансовых отчётов, и продвижение их с целью повсеместного принятия и использования;
2) работа по совершенствованию и гармонизации правил, стандартов учёта и процедур, связанных с представлением финансовых отчётов.
Правление. Деятельность КМСФО осуществляется Правлением, состоящим из председателей бухгалтерских организаций стран (или комбинаций стран), назначаемых советом МФБ, и других организаций, заинтересованных в финансовой отчётности.
Консультативная группа. В 1981 г. Правление КМСФО учредило Консультативную группу, которая включает представителей международных организаций составителей и пользователей финансовой отчётности, бирж, агентств развития, межправительственных организаций и т.д. Эта группа играет важную роль в деятельности КМСФО по разработке Международных стандартов финансовой отчётности и по обеспечению их принятия в качестве окончательных Стандартов.
Консультативный совет. В 1995 г. КМСФО учредил высший международный Консультативный совет, в который вошли выдающиеся деятели, занимающие высокое положение в бухгалтерском деле, бизнесе, и другие пользователи финансовых отчётов. Роль Консультативного совета заключается в обеспечении принятия МСФО и повышении доверия к работе КМСФО.
Штат КМСФО. Работа Правления обеспечивается небольшим штатом сотрудников, базирующимся в Лондоне и возглавляемым Генеральным секретарем.
В настоящее время Комитет объединяет более 100 членов (организаций). Им разработано свыше 40 стандартов {включая пересмотренные) по вопросам бухгалтерского учёта.
Разработанные стандарты отличаются гибкостью и многовариантностью выбора постановки учёта отдельных объектов.
Назад * В оглавление * Вперёд
Телефон +7 (911) 923-22-98
E-mail: