Бухгалтерская (финансовая) отчётность

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЁТНОСТИ

 

2.1. Экономические и информационные аспекты

 

Бухгалтерская отчётность дает информацию для принятия управленческих решений. Формирование бухгалтерской отчётности является одной из главных задач бухгалтерского учёта. В Федеральном законе «О бухгалтерском учёте» говорится, что основными задачами бухгалтерского учёта являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчётности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчётности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Пользователем бухгалтерской отчётности признается любое юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. Обязательствами считается существующая на отчётную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие осуществления проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации.

Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учёте формируется информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Финансовое положение организации определяется существующими в ее распоряжении ресурсами, структурой источников этих ресурсов, ликвидностью (способностью погасить свои краткосрочные обязательства за счет имеющихся оборотных активов) и платежеспособностью организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования,

Информация о финансовых результатах деятельности организации требуется, чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые, вероятно, будет контролировать организация в будущем, при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы.

Информация об изменениях в финансовом положении организации дает возможность оценить ее деятельность в отчётном периоде - периоде, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчётность.

Следует помнить, что стоимость получения бухгалтерской информации должна быть ниже стоимости результатов, ожидаемых от использования этой информации. В противном случае такую ситуацию следует рассматривать как признак того, что аппарат бухгалтерии не справляется с возложенными на него функциями.

Упрощение бухгалтерского учёта, как одно из направлений повышения его рациональности и экономичности, не должно осуществляться в ущерб соблюдению обязательных требований действующих нормативных документов, а также в ущерб качеству и точности информации. Противоречие возникает также между уместностью и надежностью информации. Надежная информация требует времени для выявления и осмысления всех аспектов проведенных операций, а потому запаздывает и может потерять свою уместность. Таким образом, повышение надежности информации может понижать ее уместность и нужно искать «золотую середину», помимо всего прочего, также в соотношении своевременности и надежности представляемой бухгалтерской отчётности.

Следует исходить из того, что должно выдерживаться разумное Соотношение выгод и затрат на бухгалтерскую информацию, предоставляемую пользователям финансовой отчётности, с одной стороны, и на ее получение и обработку, с другой стороны. Определить выгоды от использования информации практически невозможно, да и затраты на информацию выявить и подсчитать весьма не просто. Но понимать это требование должны не только составители стандартов и конкретных отчётов, но и пользователи учётной информацией.

 

2.2. Правовые аспекты

 

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учёте», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте являются составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчётности.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учёта и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учёта хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчётности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учёта.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учёту, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учёт, самостоятельно формируют свою учётную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Под учётной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта -первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации включает следующие уровни документов по бухгалтерскому учёту:

а) первый уровень - Федеральный закон «О бухгалтерском учёте», другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учёта;

б) второй уровень - положения по бухгалтерскому учёту;

в) третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;

г) четвертый уровень - рабочие документы конкретной организации.

 

2.3. Пользователи бухгалтерской отчётности

 

Пользователем бухгалтерской отчётности признается любое юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

В системе бухгалтерского учёта организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей.

В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учёта состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации (в дальнейшем - информация), полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Информация, сформированная исходя из этой цели, отвечает общим потребностям большинства заинтересованных пользователей. Это, однако, не означает, что в бухгалтерском учёте формируется вся информация, которая может оказаться необходимой и достаточной для заинтересованных пользователей при принятии решений.

Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учёте, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию. Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.

Поскольку интересы заинтересованных пользователей значительно различаются, бухгалтерский учёт не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учёте, удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. В частности, решения, принимаемые всеми заинтересованными пользователями, требуют оценки способности организации воспроизводить денежные средства и аналогичные им активы, времени и определенности их поступления. В результате проведения такой оценки может быть установлена возможность организации обеспечить причитающиеся и предстоящие выплаты инвесторам, работникам, заимодавцам, поставщикам и подрядчикам, государству.

В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учёта состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе, на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.

 

2.4. Соотношение бухгалтерской и налоговой отчётности

 

Налоговый учёт - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Налоговый учёт осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Если порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учёте, то регистры бухгалтерского учёта могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учёта. Следовательно, объекты, учтенные в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренном как в бухгалтерском учёте, так и в законодательстве о налогах и сборах.

При формировании информации в бухгалтерском учёте интересы налоговой системы рассматриваются в качестве одних из многих интересов, определяющих содержание и представление этой информации. В отношении этих интересов задача бухгалтерского учёта ограничивается лишь подготовкой данных о деятельности организации, на основе которых и из которых возможно сформировать показатели, необходимые для осуществления налогообложения. При этом, если принимается единая система бухгалтерского и налогового учёта, то величина прибыли определяется однозначно, т.е. так называемая балансовая прибыль становится налогооблагаемой прибылью. Если же принимаются две системы учёта, одна - для налоговых органов, другая - для биржи, то возникает дуализм правил начисления расходов и доходов, в частности приходится рассчитывать два варианта амортизации, два варианта образования резервов и т.д. Это приводит к тому, что бухгалтерская работа почти удваивается.

 

Назад * В оглавление * Вперёд

 

Телефон +7 (911) 923-22-98

 

E-mail:

 

Signor.Kursace@yandex.ru

 

DenisMCMLXXIV@yandex.ru