Бухгалтерская (финансовая) отчётность

 

6. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ, ВИДОВ, ЭТАПОВ И УСЛОВИЙ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

6.1. Основные виды предприятий и их деятельности. Упрощенные формы отчётности. Сводная, консолидированная и сегментарная отчётность. Отчёт о целевом использовании полученных средств Другие формы отчётности

 

Упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности

Упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с системой налогообложения, учёта и отчётности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Право выбора системы налогообложения, учёта и отчётности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.

Применение упрощенной системы налогообложения, учёта и отчётности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчётный период, и замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учёта и отчётности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчётности и ведения книги учёта доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учёта и отчётности.

Сводная бухгалтерская отчётность и отчётность по сегментам

В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ, помимо собственного бухгалтерского отчёта, составляется также сводная бухгалтерская отчётность, включающая показатели отчётов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами,

Сводная годовая бухгалтерская отчётность объединения юридических лиц, созданного на добровольных началах организациями, представляется в порядке и сроки, предусмотренные в учредительных документах объединения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Организации, осуществляющие составление сводной бухгалтерской отчётности с учётом данных по своим дочерним (зависимым) обществам, устанавливают объем представляемой им дочерними и зависимыми обществами бухгалтерской отчётности (в том числе дополнительной информации, необходимой для составления сводной бухгалтерской отчётности) с учётом требований, выдвигаемых учредителями для целей формирования сводной информации. Устанавливаемые объем указанной бухгалтерской отчётности и требования учитываются дочерними и зависимыми обществами при разработке и принятии форм бухгалтерской отчётности.

Дадим определение: информация по сегменту - это информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчётности организации.

Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчётности (далее - отчётные сегменты), устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры.

Перечень отчётных сегментов в сводной бухгалтерской отчётности устанавливает организация, на которую возложено составление сводной бухгалтерской отчётности.

Операционный, или географический, сегмент считается отчётным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и выполняется одно из следующих условий:

- выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки {внешней и внутренней) всех сегментов;

- финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10 процентов суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);

- активы данного сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов.

На отчётные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчётности организации, должно приходиться не менее 75 процентов выручки организации.

Если на отчётные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчётности, приходится менее 75 процентов выручки, то должны быть выделены дополнительные отчётные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности вышеприведенным условиям.

Отчётный сегмент, выделенный в периоде, предшествовавшем отчётному, должен выделяться в отчётном периоде независимо от того, удовлетворяет ли он в отчётном периоде вышеприведенным условиям.

Некоммерческие организации и организации, использующие средства целевого финансирования, включают в состав годовой бухгалтерской отчётности Отчёт о целевом использовании полученных средств.

Некоммерческие организации в отчёте о целевом использовании полученных средств отражают данные по основной (уставной) деятельности об остатках средств, ранее поступивших в качестве вступительных, членских, добровольных взносов, данные о поступлении (подлежащем поступлении) указанных средств в течение отчётного периода, их расходовании в течение отчётного периода и остатках на конец отчётного периода.

В случае превышения произведенных в отчётном периоде расходов над имеющимися целевыми средствами (с учётом остатка на начало отчётного периода) указанная разность отражается по статье «Остаток на конец отчётного периода» в круглых скобках. При этом в пояснительной записке приводятся пояснения в связи с этим. В бухгалтерском балансе указанные данные отражаются как прочие оборотные активы.

В случае если для отдельных данных, являющихся существенными, в образце «Отчёта о целевом использовании полученных средств» не предусмотрены отдельные статьи, организации самостоятельно определяют необходимые расшифровки и включают в форму отчёта при его разработке и принятии дополнительные статьи.

Отчёт о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных бюджетными и некоммерческими организациями в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (далее отчёт о целевом использовании полученных средств), представляется налогоплательщиками по окончании налогового периода в налоговые органы по месту своего учёта в составе Декларации по налогу на прибыль организаций.

Бюджетные учреждения в отчёте о целевом использовании полученных средств отражают целевые поступления, средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Законом № 95-ФЗ, и средства целевого финансирования, за исключением средств, полученных ими из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Информация об аффилированных лицах

Под аффилированными лицами понимаются юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц.

К информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчётности относятся данные об операциях между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчётность, и аффилированным лицом.

В бухгалтерской отчётности организации раскрывается информация об аффилированных лицах в случаях, когда:

- контролируется или оказывается значительное влияние на организацию, подготавливающую бухгалтерскую отчётность, другой организацией или физическим лицом;

- организация, подготавливающая бухгалтерскую отчётность, контролирует или оказывает значительное влияние на другую организацию;

- организация, подготавливающая бухгалтерскую отчётность, и другая организация контролируются (непосредственно или через третьи организации) одним и тем же юридическим или одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц).

Если организация или физическое лицо контролирует другую организацию (или организация контролируется непосредственно или через третьи организации) одним и тем же юридическим или одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц), то характер отношений между ними подлежит описанию в бухгалтерской отчётности независимо оттого, имели ли место в отчётном периоде операции между ними.

Информация об аффилированных лицах включается е пояснительную записку, входящую в состав бухгалтерской отчётности, в виде отдельного раздела.

 

6.2. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий. Соответствующие им формы отчётности

 

Создание, реорганизация и ликвидация предприятий сопровождаются подготовкой соответствующих форм отчётности, важнейшей из которых является баланс.

Вступительные балансы составляют в момент организации предприятий (регистрация Устава). Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учёта данного хозяйствующего субъекта. Различают вступительные балансы вновь создаваемых предприятий и хозяйствующих единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действовавших.

В первом случае во вступительном балансе отражается уставный ка­питал, зарегистрированный в Уставе предприятия, и инвентарные перечни реально внесенного имущества и имущественных (в основном денежных) обязательств учредителей по взносам в уставный капитал.

Во втором случае (создаваемое предприятие организовано на базе ранее действовавшего) вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого создаваемое предприятие выступает, правда, с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса. И наконец, когда вступительный баланс составляется для предприятия, приобретенного на аукционе по цене, превышающей (занижающей) чистую стоимость иденти­фицированных материальных и неосязаемых активов, необходимо ввести во вступительный баланс положительный или отрицательный гудвилл (цену фирмы или стоимость ее репутации).

Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным).

Объединительные балансы разрабатываются при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию.

Ликвидационные балансы составляются при ликвидации предприятия и разрабатываются неоднократно:

- на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);

- в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы; их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов);

- на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс).

В соответствии с принципом действующего предприятия при его ликвидации вступают в силу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта: в ликвидационном балансе они отражаются не по учётной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.

 

 

Назад * В оглавление * Вперёд

 

Телефон +7 (911) 923-22-98

 

E-mail:

 

Signor.Kursace@yandex.ru

 

DenisMCMLXXIV@yandex.ru